Что думают светлогорцы о ситуации на белорусско-польской границе

Ситуация на белорусско-польской границе на долгое время завладела вниманием мировой общественности. Тысячи беженцев, вынужденно покинувшие свои дома, были остановлены буквально в шаге от вожделенной «демократической» Европы. Польша и Литва преградили им путь, используя для сдерживания потока мигрантов далеко не джентельменские методы. Достоянием общественности стали многочисленные свидетельства жестокого обращения с беженцами со стороны польских и литовских пограничников. На белорусскую территорию насильно выталкивались люди со следами избиений и воздействия электрошокерами, собачьими укусами. Известны даже случаи, когда подобные избиения приводили к гибели людей.

С первого дня белорусская сторона демонстрировала прозрачность на своей границе, призывала международные гуманитарные организации и правительства европейских стран присоединиться к Беларуси для совместного разрешения проблемы людей, бегущих в ЕС от невзгод на родине. Однако диалога не получилось. А ситуация по другую от белорусской границы сторону оставалась загадкой не только для нас, но и для собственных граждан. Польша, например, объявила военное положение в приграничной зоне и запретила въезд в нее всем организациям, даже Международному Красному Кресту. Что происходило в этой зоне, можно было только догадываться по рассказам выброшенных с польской территории мигрантов и слухам, просачивавшимся через плотный пограничный заслон.

Но шила в мешке не утаишь. Так и тайны польских лесов под охраной их же пограничников вскрылись, как зудящий гнойник, обнажив страшную и шокирующую правду. Информация поступила, что называется, из первых рук. Польский солдат Эмиль Чечко, самовольно перешедший на белорусскую территорию, поведал о том, как пограничные службы Речи Посполитой жестоко расправляются с беженцами.

Эмиль Чечко. Скриншот из видео «Беларусь 1»

С его слов стало известно, что мигрантов расстреливают и закапывают в лесах, что есть убитые польские граждане, которые хотели беженцам помочь. Эта шокирующая информация не смогла оставить равнодушным никого в Беларуси, в том числе и жителей Светлогорска. Вот что об этом думают наши земляки.

Александр Каштанов, председатель светлогорского районного физкультурно-спортивного клуба:

Мне, если честно, с трудом верится, что рассказанное польским солдатом может происходить в наше время. На дворе 21-й век. Во всем мире говорят о толерантности, терпимости, свободах и равенстве. А на деле — в самом центре Европы солдаты уничтожают мирных людей, пусть даже незаконно пересекших границу, однако не несущих угрозы. Это можно сравнить только с геноцидом времен Великой Отечественной войны, когда людей уничтожали только за другой цвет глаз или кожи. Польше ли это не знать, на территории которой находилось несколько фашистских лагерей смерти, где были замучены миллионы евреев, цыган, белорусов, русских и представителей других национальностей, в том числе и польских граждан.

Полагаю, что рассказанное Эмилем Чечко должно быть проверено, исследовано специалистами. А для этого в приграничную зону должны быть допущены специальные международные следственные органы, которые установят истину, и если факты подтвердятся, то призовут к ответу всех виновных и причастных к убийствам.

Андрей Трестьян, командир отделения ПАСЧ-4 Светлогорского РОЧС:

Вызывает возмущение поведение польских властей. Ведь если в словах Чечко правда, то польские военные действовали именно по их указаниям. Невозможно представить себе, что армия действует самовольно, причем самым гнусным и жестоким образом. Из-за таких фактов репутация Польши может оказаться очень сильно подпорчена. Чтобы ее восстановить (если это возможно) простых разговоров недостаточно. Нужно сотрудничество с международными организациями, которые смогут подтвердить или опровергнуть факты, предоставленные польским солдатом. Только что-то мне не верится, что такое поведение возможно после того, как отреагировали европейские лидеры на миграционную ситуацию на нашей с Польшей границе. Они предпочли не заметить жестокости, бесчеловечности польских пограничников, когда те поливали мигрантов из водометов при практически нулевой температуре, а во всей этой истории попытались еще обвинить нас, будто мы спровоцировали конфликт. Но время, как известно, все расставит на свои места. Думаю, и «польская пограничная история» когда-нибудь станет достоянием общественности. Теперь, может быть, первый раз в жизни мне хочется, чтобы рассказанное польским солдатом оказалось фантазией. Иначе это страшно, бесчеловечно и беззаконно.

Подготовил Андрей Силивончик