Ола – символ трагедии белорусского народа, скорбная страница в истории нашего края. Это 12 Хатыней, но, несмотря на то, что о Хатыни знает весь мир, об Оле еще совсем недавно знали немногие.
Деревня Ола ныне не существует. Она не обозначена на картах, ее нет в списке населенных пунктов нашего района. Но это поселение возникло еще в XIX в. на правом берегу одноименной реки в окружении вековых лесов и непроходимых болот. Деревня, находившаяся в окружении лесов Стужского лесничества, входила в состав Ракшинского сельсовета (по данным отдела ЗАГС) Паричского района.
В 1941 году в Оле насчитывалось 34 двора и проживало 168 жителей с фамилиями Дикун, Курлович, Устименко, Зыкун (данные Всесоюзной переписи 1925, 1926 г.). Размещался Шатилковский лесоучасток. Накануне войны начальную школу закончило 35 учеников. Жители трудились в колхозе «Путь социализма». Хозяйство славилось высокими урожаями льна, конопли, проса, овощей. Речные луга и пастбища содействовали развитию животноводства.
Зимой 1943-1944 гг. деревня оказалась в прифронтовой зоне. Так как она находилась в глухой местности, сюда потянулись беженцы из соседних деревень: Чирковичи, Здудичи, Ракшин, Рудня, Какаль (Светочь), Искра, Дедное современного Светлогорского района и Коротковичи, Плесовичи, Антоновка, Сельное, Мормаль современного Жлобинского района. Отсюда и такие массовые жертвы: в ходе карательной операции в январе
1944 на этом месте погибли не только жители деревни Олы, но и жители 12-ти окрестных деревень, которые прятались здесь от фашистов. Беженцами в основном были старики, женщины, дети. Они ютились в хатах, землянках, хлевах. По словам очевидцев, Ола в ту зиму была переполнена, в каждом доме жило по 30-40 человек. В домах не то что лечь, сесть было негде. Спали по очереди. Людьми были заняты все хозяйственные постройки, бани, погреба и землянк
Почему сожгли Олу?
Что стало причиной такой непомерной жестокости? Принцип «коллективной ответственности», который немцы активно применяли на оккупированной территории. В Беларуси применялась массовая практика: если вблизи деревни погибал хотя бы один немецкий солдат, то под видом борьбы с партизанами уничтожалась вся деревня от младенцев до стариков. Так, одной из версий по воспоминаниям Татьяны Колейчик, является следующая: «…В конце декабря 1943 г. на мосту через р.Олу кто-то убил, а, может, ранил немецкого солдата. Когда немца убили, все жители Олы собрались и пошли в лес, побоялись, что сожгут… Сидели-сидели в лесу, а немцев нет. С 13 на 14 января на ночь собрались и пошли в свои хаты…» Ведь испокон веков 14 января в деревне праздновали престольный праздник Василия Великого.
Согласно другой версии, жители д.Чирковичи Василий Стукач Василий и Петр Устименко, состоявшие в партизанском отряде, на этом мосту застрелили военного курьера фельдъегеря почтовой службы германской армии. Это и стало причиной мести нацистов, обрушившейся на ни в чем не повинных мирных жителей.
Страшное утро
Трагедия разыгралась рано утром 14 января 1944 года, когда немецкий карательный отряд окружил деревню. Первоначально всех, кто мог самостоятельно передвигаться, согнали в большой колхозный сарай, который находился на северо-западной окраине деревни. Это делалось под видом регистрации для отправки на эвакуацию. Затем группами по 30-40 человек людей отводили на другой край деревни, загоняли в дома, хозяйственные постройки, которые затем взрывали и поджигали. Тех, кто пытался убежать, расстреливали из автоматов, травили собаками. Было расстреляно и сожжено 1758 мирных жителей, из них – 950 детей (вдумайтесь в эти цифры – это целая школа!). Именно эта цифра указана в актах Чрезвычайной комиссии Паричского района, которая работала в апреле 1945 года. К сожалению, до сих пор точное количество жертв неизвестно и оценивается в цифру около 2 тысяч человек. Деревня была уничтожена – 1758 невинных жертв.
Также доподлинно не известно, какое военное формирование несет ответственность за это преступление.
Спастись удалось немногим
У свидетеля трагедии Артема Устименко, коренного жителя Олы, была изба, была семья – жена, три сына, две дочки. Детки все маленькие. Во время войны он партизанил. В тот страшный день оказался рядом, пришел в родной дом. Своими глазами видел, как приблизились каратели с собаками-овчарками к деревне, окружив хаты. Подумал: «Пришли за мужиками». Забрался на чердак, услышал, как безжалостно выгоняют людей на улицу… и семью его тоже… Почувствовал запах дыма, спрыгнул и затаился в кустах, так и пролежал до самого вечера. А когда стемнело, встал и пошел к тлеющим домам… Только в живых нет никого. Артем Устименко с боями дошел до Берлина. После войны поселился в соседней Искре, работал лесником.
К сожалению, многие обстоятельства этих трагических событий неизвестны. Ольга Курлович с малолетним сыном притворилась мертвой среди трупов. Тарас Колеснев, истекая кровью, видел, как пулеметные очереди безжалостно резали людей. Гавриил Кондратьевич Зыкун за пару часов до трагедии ушел с семьей в лес, а вернувшись через несколько дней, был потрясен увиденным. Обгорелые хаты и горы погибших: в домах, в огородах, в колодцах и, больше всего, у колхозного сарая…
В 1945 году в Брянске состоялся судебный процесс над военными преступниками, причастными в том числе и к сожжению д.Олы. В качестве свидетелей на судебном процессе присутствовали одни из немногих выживших жителей – Артем Устименко и Ольга Курлович.
Мы помним…
В начале 1945 г. чрезвычайная комиссия Чирковичского сельского Совета во всех окрестных деревнях произвела подсчет погибших в Оле жителей. Сожжено и расстреляно 1758 человек:
950 детей, 508 женщин, 100 мужчин, 200 стариков… До освобождения деревни они не дожили всего две недели. 27 января
1944 года страшное пепелище предстало перед солдатами 41-й стрелковой дивизии 48-ой армии.
В 1958 году на братской могиле установлен памятник – скульп-тура коленопреклоненного воина с автоматом на груди. Братская могила является памятником истории и внесена в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Рядом с солдатами-освободителями покоятся и мирные жители, погибшие здесь.
Распространено ошибочное мнение, что Ола не возродилась. На самом деле это не так. После освобождения сюда вернулись родственники погибших, переселились жители соседних деревень. В 1948 г. в Оле был отстроен 21 новый двор, возводились общественные постройки, начала работать начальная школа. Однако дальнейшее строительство деревни, находившейся за рекой, в труднодоступном лесном массиве, оказалось неперспективным. Люди постепенно стали переселяться в соседние деревни. В 1969 г. в Оле насчитывалось
3 двора. Последним жителем деревни, кто продолжал сохранять горькую память своих земляков, стал Владимир Дикун. В 1980-х гг. в Оле уже никто не жил. Но очень долго стояла последняя хата и колодец-журавль…
Но земляки помнили об этом страшном событии. В 2013 году на этом трагическом месте на окраине бывшей деревни установлен памятный знак и крест. И это не случайно. Дело в том, что до
войны здесь размещался самый первый двор деревни, хозяин которого Алексей Зыкун ушел на фронт. Здесь остались его жена и 8 детей. Во дворе дома была выкопана землянка, куда во время облавы 14 января спряталась вся его большая семья. Когда их обнаружили немцы, туда была брошена граната, естественно, что все, кто находился в землянке, погибли. После того, как Алексей Зыкун вернулся с фронта, в память о своей погибшей семье он установил крест.
Сожженная земля деревни Ола находится на кладбище деревень в мемориальном комплексе «Хатынь».
Капсула с землей д.Ола находится в крипте Храма Всех Святых (г.Минск).
Сегодня здесь – мемориальный комплекс – место памяти и скорби.
Мы, сегодняшнее поколение, входим в новую эпоху, в которой не будет живых очевидцев событий Великой Отечественной войны. Единственными свидетелями остаются памятные места войны, места гибели воинов и мирных жителей. Это история нашего края, та память, которую мы не имеем морального права забыть, а должны хранить и передать последующим поколениям, нашим детям, внукам и правнукам!