По-другому нельзя

Виталий Николаевич Кубляк работает слесарем-ремонтником базы производственного обслуживания Светлогорского управления буровых работ уже девять лет. Сюда его привело однажды возникшее желание что-то изменить в жизни. Виталий подал документы в СУБР на соискание должности, а через некоторое время его пригласили на собеседование. Работодателя вполне устроил профессиональный уровень нового слесаря-ремонтника. Виталий прошел повышение квалификации в учебно-производственном комбинате, стажировку, повысил разряд до шестого. Сегодня работает слесарем по ремонту бурового оборудования.

– Виталий Николаевич, что значит быть слесарем-ремонтником в таком предприятии, как СУБР?

– Управление буровых работ – супервысокотехнологичное предприятие, в работе которого используется огромное количество всевозможного оборудования, аппаратов, огромных агрегатов и маленьких приборов. Условия эксплуатации оборудования у нас достаточно сложные, поэтому оно периодически выходит из строя. В этот момент без слесаря-ремонтника не обойтись. Мы должны в кратчайшие сроки его отремонтировать, отладить и вернуть в строй действующего. И в этом смысле слесарь-ремонтник – часть единого механизма нашего предприятия, обеспечивающего вместе с работниками других структурных подразделений его надежную, бесперебойную работу.

– Работа вам нравится?

– С моей точки зрения, работа слесаря-ремонтника – очень интересная и даже увлекательная. Вот представьте, что к вам в ремонт попадает гидравлический ключ ZQ для бурильной трубы. Если на него посмотрит обычный человек со стороны, то увидит лишь массивную груду металла с огромными зубьями гигантской шестерни. Но слесарь-ремонтник СУБР увидит в этом чудесном механизме коробку скоростей с двумя планетарными передачами; установку зубчатой передачи, включающую нижний и верхний корпус, на которой смонтирована коробка планетарной передачи и нажимная крышка, коробку отбора мощности с редукционными шестернями; механизм захвата через открытую шестерню; механизм торможения. Разобраться в причине поломки такого механизма, покопаться в его внутренностях и отремонтировать – это истинное удовольствие.

Все коллеги Виталия Кубляка являются специалистами широкого профиля. Вместе с тем каждый имеет свою специализацию. Конкретно Виталий специализируется на ремонте кранов, клапанов, гидравлических рукавов. А, поскольку буровые станки используют в своей работе как пневматику, так и гидравлику, соответственно, все вышеперечисленное оборудование предназначено для работы или со сжатым воздухом, или с гидравлическими жидкостями. Отсюда и разные подходы в оценке работоспособности и ремонтопригодности этого оборудования. Станки 3Д-76 и 3Д-86 работают на пневматике.

– Вот, к примеру, трехходовой пневматический кран трубного ключа ZQ, предназначенного для свинчивания труб. Нужно проверить, держит ли он заданное давление, почистить его, разобрать, определить причину неисправности и отремонтировать, – продолжает Виталий Кубляк. – Более современные буровые станки работают на гидравлике. Поэтому рукава, ремонтом которых мы занимаемся, являются для них своеобразными венами и артериями – сосудами, по которым движется гидравлическая жидкость.

Виталий Николаевич Кубляк, до того, как прийти на работу в СУБР, уже имел специальность слесаря-ремонтника. Поэтому разобраться в нюансах работы с буровым оборудованием помог и предыдущий опыт. Полученные же здесь навыки расширили горизонты его профессиональных возможностей. Количество полученных знаний и опыта постепенно переросли в качество, и теперь в работе помогает даже интуиция.

– Сегодня мне работать гораздо проще, – говорит Виталий Кубляк. – Ведь оборудование познается во время работы. А этому процессу я отдал почти десять лет. Уже во время поступления к нам вышедшего из строя бурового оборудования я знаю, как буду его ремонтировать, какие буду использовать инструменты, куда обратить внимание для определения характера и степени проблемы и выбора «дорожной карты» предстоящего ремонта.

– С чего, обычно, начинается ремонт?

– Начинаем всегда с очистки оборудования от производственных загрязнений. После этого осматриваем и анализируем видимые поломки, предполагаем возможные внутренние повреждения. На основе полученных данных выбираем соответствующий логарифм действий – то ли подшипники менять будем, то ли поломанную шестерню необходимо заменить, а может, и вовсе клапан какой-нибудь регулировать нужно. Очень помогает в этом деле коллективный разум нашей дружной команды слесарей-ремонтников. Посоветоваться можно и с мастером, и с инженером, и с механиком, который ведет это оборудование непосредственно на буровой. Он в первую очередь знает, какая у него неисправность. Сообща мы достигаем прекрасного результата.

– Удовлетворение от работы получаете?

– Очень приятно, когда что-то отремонтировал – оживил. Представьте, что лежит какое-то поломанное оборудование или механизм. Они больше никому не нужны. Но ты приложил к этому механизму свои знания и силы, и он ожил. И он стал нужен всем, потому что механизм работает и может приносить пользу. Хорошо выполненная работа доставляет настоящую радость. Например, вчера собрали и отладили пульт к трубному ключу. Все сделали вовремя, обеспечили работой буровую бригаду. Значит, проходка будет идти своевременно, скважина будет сдана заказчику в эксплуатацию в назначенный срок. И всем от этого хорошо. Разве можно не получать удовлетворение от такой работы?

Вместе с Виталием Николаевичем проходим в цех к его рабочему месту. Это настоящее царство металла – все буровое оборудование выполнено из мощной стали. Кубляк привычными движениями раскручивает соединительные болты и гайки размером с мужской кулак. Для такого крепежа используется и соответствующий инструмент – огромные гаечные ключи, каждый из которых весит, как детский велосипед. Специалист знает свое дело. По-другому здесь просто нельзя.