Замахнуться на мать

Глядя на то, как европейские «афторы» изображают украинскую мать, становится обидно за всех матерей на свете. Пусть прозвучит банально, но мать – это самое святое, что есть у человека. Она тебя родила, вырастила, воспитала, порой отдавая последнее и во многом отказывая себе. А ты с ней вот так, издевательски, карикатурно, подло и гадко, словно это  убожество.

Скульптура в Болгарии «Крик украинской матери» стала шоком для всего мира. Скульптор Недельчо Костадинов переименовал свою старую работу, стараясь поймать хайп на острой политической повестке. Странно, почему «афтор» своему уродству дал такое имя? Мог бы посвятить ее своей, болгарской. Интересно, как бы она отреагировала на такое, с позволения сказать, «творчество»? Рада была бы или размозжила бы уродливую куклу о голову творца?

Не смогла пройти мимо, чтоб не пнуть украинскую мать, и тысячелетняя Прага руками чешской художницы Вероники Псотковой. Она сотворила некий призрак из проволоки, назвала его «Венок», разместила над головами прохожих и посвятила всем украинским матерям. Композиция выглядит пугающе, ничего даже близко похожего с обликом матери нет. Но разве для «художника» это проблема. Главное, ее заметили, о ней заговорили. А слава, пусть и плохая, тоже полезна «афтору» – реклама, как-никак. Вот только зрители не особо оценили творческий порыв художницы. Они заговорили о том, что у «афтора», видимо, проблемы с собственной матерью, если самое дорогое, что есть у человека, она видит в образе некой Медузы Горгоны. И в чем-то они, зрители, правы.

События на Украине пропитаны тяжелыми чувствами, болью и слезами именно матерей, независимо от того, по какую сторону линии сопротивления находятся их сыновья и дочери. Им чужды политические взгляды и идеи национального превосходства. Все, что им нужно, чтобы их дети были живы и здоровы. И поэтому каждая мать заслуживает искреннего уважения. А то, что нам демонстрируют хайповые «мастера сомнительного искусства», оскорбляет не только украинских женщин, а вообще каждого человека в самых искренних и высоких моральных принципах.

В противовес уродливым изваянием западных «афторов» было бы уместно напомнить, что на постсоветском пространстве образ матери неоднократно воплощался в бронзе, граните и бетоне. Величественные скульптуры притягивают взоры и вызывают чувства благодарности и уважения образу матери, которая ассоциируется с Отчизной. Это и скульптуры в Волгограде, Санкт-Петербурге, Буденовске, Калининграде, Минске. И даже в Киеве, отрицающем сегодня все русское и яростно борющемся с наследством советской эпохи, главным монументом остается Родина-мать, величаво возвышающаяся над Днепром. Вот так мы видим наших матерей, вот так нам представляется их светлый образ. А художества в стиле Костадинова и Псотковой пускай посвящают своим согражданам, если «просвещенная Европа» именно так представляет своих матерей.