Более 500 операций за полгода: о работе рассказывает заведующая урологическим отделением Светлогорской районной больницы

В уникальном проекте «Женского ума дело» знакомим с элегантными, трудолюбивыми, высокопрофессиональными представительницами прекрасного пола, подчеркивая многогранный талант каждой из них.

Валерия Зеленок – заведующая урологическим отделением СЦРБ – активная, амбициозная, внимательная к пациентам, в общем – женщина с профессиональным взглядом и стальными… нервами

Я в урологи пойду

Урологическая болезнь – тема деликатная и, к сожалению, встречается довольно-таки часто: ежегодно в урологическом отделении СЦРБ проходят лечение тысячи пациентов, только за эти полгода здесь прооперировано более 500 человек. Отчасти и поэтому было решено задать врачу-специалисту самые щекотливые вопросы о жизненно важных органах. Правда, встретиться с заведующей оказалось не так-то просто: дни специалиста расписаны буквально по минутам – обход в отделении, осмотр поступающих в приемном покое больницы, консультация пациентов других отделений, экстренные операции, бывает, что и в реанимации требуется ее помощь, а после идет работа с пациентами в центральной районной поликлинике. К слову, Валерия Олеговна привыкла к такому насыщенному графику. Когда она была еще студенткой 1-го курса, набиралась опыта на станции скорой помощи в Витебске, дежурила после учебы, практиковалась в наложении швов. Будучи второкурсницей, в рамках олимпиады отрабатывала практические навыки, выполняя оперативное вмешательство на животных. На третьем курсе ночевала в отделениях больницы, чтобы ассистировать и оперировать. В годы интернатуры врачи-наставники удивлялись ее неуемной энергии, стремлению к новым знаниям и профессионализму.

– Всегда хотела быть врачом, в детстве «лечила» мягкие игрушки и домашних животных, – вспоминает Валерия Зеленок. – Хотя у меня в семье и нет врачей, мечтала стать именно хирургом! Еще в школе твердо решила, что буду поступать в Витебский медуниверситет, база там хорошая.

– Замечательно, когда мечты сбываются, не пожалели о своем выборе?

– Нисколько. По специальности я хирург. Владея оперативными методами лечения, хирург может переучиться на специалиста, который проводит операции на определенных органах и системах. Так я и поступила. Правда, в начале своего пути в профессию работала в хирургии, травматологии, в детской поликлинике – хирургом, в районной поликлинике – урологом. Вообще с урологией свою жизнь связала на курсе 4-м, когда знакомилась с работой отделения. И именно здесь мне больше понравилось, возможно, отчасти из-за наставника Николая Ковгана (бывший заведующий урологическим отделением – прим.авт.). Знаете, он стремился всему обучить интернов и подставить плечо молодым специалистам. Николай Николаевич многое объяснял, в операционной под его чутким контролем можно было научиться манипуляциям. Этот опыт бесценен. К тому же, в урологии замечательный коллектив.

Мне нравится оперировать. На этой неделе провела экстренную операцию (перекрут яичка, абсцесс мошонки). Сейчас занимаюсь тяжелой пациенткой, у нее онкология почки, советуюсь с коллегами-хирургами и специалистами областного уровня, которые дают рекомендации по оперативному лечению. Врач в урологии один, это я. Скажу честно: по сравнению с другими отделениями, где успела поработать, здесь сложнее.

– Урология овеяна множеством мифов, стереотипов и страхов. А за что вы полюбили урологию?

– Я обожаю свою профессию: здесь в основном хирургические вмешательства переходят в эндоскопические, нет такого, что 6 часов стоишь весь в крови и салфетках… И новые технологии быстро внедряются и совершенствуются. К слову, будучи хирургом, читала специализированную литературу раз в месяц (по урологии если не почитал книжку раз в день, не узнал новое, все – отстал). И это здорово, когда ты развиваешься. В урологии действует как консервативное лечение (со множеством комбинаций, схем лечения), так и оперативное. Бывает, когда человек заболел и ему светит операция, иногда удается благодаря схеме лечения избавить его от хирургического вмешательства – и это просто замечательно. Правда, все сугубо индивидуально.

– Что самое сложное в работе?

– Помню, у меня выдался нелегкий день в поликлинике, когда на прием пришел сотый человек, еще в кабинет заходили посетители, которым нужно было «просто спросить»… К урологам не приходят здоровые пациенты, их всегда что-то беспокоит. Несомненно, нужно каждого понять. В поликлинике работать непросто, другое дело – стационар: консультации, операции, обход, здесь у меня остается больше сил в эмоциональном плане.

– Как мужчины относятся к тому, что щепетильные вопросы, касающиеся их полноценного здоровья, они обсуждают с очаровательной врачом-женщиной?

– По своим пациентам сужу: им проще с женщиной общаться на такие темы, как, например, нарушение эректильной функции, преждевременная эякуляция. Хотя мой наставник тоже удивлялся, говорил: «Кто к тебе ходить будет? Ко мне мужики приходят и такое рассказывают…». На приемах и консультациях мужчины со мной делятся проблемами со здоровьем, потому что перед ними сидит доктор.

– Чем мужчины-пациенты отличаются от женщин?

– Мужчины с урологической патологией очень щепетильно относятся, каждый анализ свой вычитывают, готовы полностью пройти обследование и лечиться. Женщины в этом плане отличаются: им бы просто таблетку, и когда становится полегче, они вновь готовы бежать на две работы, смотреть детей и делать уборку.

– С какими пациентами работать сложнее всего?

– Непросто общаться с возрастными пациентами. Как правило, если на прием приходит житель 1940-48 годов рождения – это для меня молодой человек, сложнее приходится с пациентами 1929-33 гг.р. Я что-то говорю дедушке – он меня не слышит, пишу – он не видит. В таких случаях записываю рекомендации для дочки или близких родственников, чтобы они могли объяснить ему и проконтролировать прием лекарств. Такая консультация занимает очень много времени, и хорошо, если в коридоре немного человек в очереди. Что касается стационара, то доступ к операционной – «кислород» для меня, здесь я делаю свою любимую работу, она меня подзаряжает, потому что вижу по людям, как им становится лучше.

– Часто ли по медицинским показаниям проводите обрезание?

– Довольно-таки часто. Удаление у мальчиков и мужчин крайней плоти происходит с различными целями: медицинскими (устранение анатомического недостатка, профилактика заболеваний), по религиозным соображениям и по другим причинам.

– Насколько остро стоит проблема мочекаменной болезни?

– Волна мочекаменной болезни идет вместе с сезоном березового сока и арбузов. По камню можно понять, какое назначать лечение. Если это уратные камни, то с ними врачи научились бороться с помощью лекарств, которые полностью растворяют камень в почке. Но чтобы камни опять не появились, есть общие рекомендации. Например, профессор Дмитрий Михайлович Ниткин рекомендует: вести активный образ жизни, контролировать индекс массы тела, налегать на овощи и клетчатку, ограничить употребление соли, обязательно принимать кальций (1000-1200 мг/сутки), заниматься спортом. А вот если у пациента камень другого типа и грозит операция, то тактика следующая: УЗИ-контроль, если камень растет, вызывает болевой синдром, нужно отправляться на дробление и не ждать, когда он сдвинется и пойдет в мочеточник. К слову, развитию мочекаменной болезни способствуют различные факторы, существуют гормональная и пищевая теории, теория нарушения обмена веществ.

– Какие заболевания чаще всего доводят до больничной койки?

– У мужчин – рак и аденома предстательной железы, а у женщин – расстройство с мочеиспусканием: как гиперактивный мочевой пузырь, так и недержание мочи. Женщина должна посещать гинеколога раз в год, считаю, что и мужчине следует наблюдаться у уролога с той же периодичностью.

– Урологические заболевания начинаются внезапно или светлогорцы не уделяют должного внимания своему здоровью?

– Поделюсь историей из практики: у молодого мужчины была эректильная дисфункция, он не придал этому должного внимания. А ведь в молодом возрасте этот «звоночек» – предвестник инфаркта, который, собственно, и произошел с жителем города. То есть при любом нарушении лучше обратиться к врачу, и чем раньше – тем лучше. Даже аденому предстательной железы легче оперировать, пока она не выросла до больших размеров, тогда быстрее протекает восстановление, меньше последствий и осложнений.

Был и другой случай, когда пациент отметил частое мочеиспускание и днем, и ночью. Обратился за консультацией, в результате на УЗИ мочевого пузыря диагностировали рак.

– Многие болезни легче предупредить, чем лечить. Какие меры профилактики порекомендуете сильной половине?

– Мужчины должны быть физически активны, особенно после сорока. Почему? Снижается уровень тестостерона, ухудшается качество жизни, нарушается обмен веществ, половая жизнь становится нерегулярной, понижается эректильная дисфункция. Что нужно делать? Доказано, что занятие спортом (особенно контактными видами: бокс, легкая атлетика, плавание, в которых присутствует дух соревнования), повышает уровень тестостерона. Стоит придерживаться здорового образа жизни: не пить, не курить. Кстати, курение плохо влияет на мочевой пузырь, почки, напитки покрепче – на предстательную железу. Кроме того, чтобы не страдать никакими хроническими заболеваниями, половая жизнь должна быть регулярной: для мужчины в возрасте до 40 лет это 20 эякуляций в месяц. И раз в год следует посещать уролога, который назначит УЗИ мочевого пузыря, почек, анализы, осмотр – все это позволит исключить рак.

– На ваш взгляд, какими качествами должны обладать представители самой гуманной профессии?

– Однозначно нужно любить свою работу. Меня восхищают врачи, у которых горят глаза, которые переживают за каждого своего пациента, проявляя доброту, терпение и милосердие.

Фото: Елена Касьян-Павленкова, «СН»

В рамках проекта «Женского ума дело» встретились с жительницей Светлогорска, которая дарит дереву вторую жизнь