Светлогорской картинной галерее «Традиция» им.Г.Прянишникова исполняется 30 лет

«Следующая остановка – «Картинная галерея», – привычно слышат пассажиры городского автобуса. И каждый раз эти слова звучат, как приглашение. Или только мне так кажется? Но почти во всех, кто выходит, почему-то вижу любителей изобразительного искусства…

За 30 лет своего существования Светлогорская картинная галерея «Традиция» имени Г.Прянишникова порадовала светлогорцев и гостей города множеством выставок, которые подтверждают ее высокий профессиональный уровень. Вспоминаются «Белое солнце голубой земли» – экспозиция произведений народного художника Беларуси, лауреата премии Союзного государства Л.Щемелева, «Камни столетий» – народного художника Беларуси, лауреата Государственной премии, профессора А.Барановского, «Натюрморт» – преподавателя Академии искусств В.Герасимова, «Созвучие» – Е.Барановской, «Серебряные сны» – А.Крылова, «Воспоминание о Николае Полянкове» – из фондов галереи, «Художник и время» – С.Федоренко. С «Воротами прошлого и не только…» у нас побывал лауреат Государственной премии П.Татарников. Свое многожанровое творчество показали преподаватели и студенты Академии искусств…

Интересный факт. Приехали к нам научные сотрудники Государственного художественного музея и предложили сделать выставку из нашего фонда. Я спросил: «А какими ориентирами будем руководствоваться при отборе произведений?» И услышал, как мне показалось, шутливое: «Дайте нам то, чего нет у нас…» Посмотрели 100 картин – выбрали 61. Выставка «Искусство светлого города» в главном музее страны оказалась в хорошем смысле этого слова сенсационной. Потом мы давали, также из своего фонда, этому музею произведения Н.Селещука. Но и сами, конечно же, «одалживали». Выставку народного художника В.Цвирко, например, когда проводили пленэр его памяти. Сотрудничество продолжается. Даже сам В.Прокопцов – директор этого музея – с большим успехом показывал у нас экспозицию своих произведений.

09.1992 г. Перерезание символичной ленты во время открытия картинной галереи

19 сентября 1992 года светлогорцы впервые посетили картинную галерею. Уже тогда по предложению одного из ее организаторов – местного художника Г.Прянишникова – она имела очень ответственное название: «Традиция». Кстати, основателями ее были председатель (на то время) горисполкома А.Якобсон, управляющий отделения «Белпромстройбанка» С.Панковец и автор этих строк. Создавалась галерея на правах малого предприятия. Первую выставку в праздничный день открытия она посвятила творчеству Г.Прянишникова – художника, который сознательно ориентировался на классические традиции русского и белорусского изобразительного искусства. Произведения его, как правило, носят углубленный философский характер. Они всегда с подтекстом и требуют не созерцания, а вдумчивого осмысления. Монументальность, целостность замысла и исполнения – все это и многое другое сразу же предопределило высокий уровень следующих экспозиций. Триптихи «Непокоренные», «Знаменосцы», картины «Поединок Пересвета с Челубеем», «Идолопоклонники», «Последняя инстанция» и другие ярко засвидетельствовали талантливое мастерство этого почти никому не известного тогда художника. К сожалению, прожил он после открытия галереи совсем немного. 27 ноября 1993 года Герман Михайлович трагически погиб под колесами поезда.

Г.Х.Ващенко во время открытия выставки своих картин в Светлогорске

В апреле того же года галерея приобрела статус государственной и начала работать при отделе культуры горисполкома. Уже тогда она имела определенный опыт организации и проведения выставок вовсе не провинциального масштаба: «Художник и книга» (произведения лучших белорусских графиков), «Земля под белыми крыльями» (коллективная экспозиция белорусских живописцев), «Краса, и светлость, и простор» (к 100-летию М.Богдановича). Настоящим событием в культурной жизни города стала персональная выставка произведений А.Марочкина. Именно он подарил нам одну из своих графических работ, с которой началось формирование художественного фонда галереи. Поспособствовали этому и друзья Светлогорска из немецкого города-партнера Хельмштедта Юрген Тише и Вернер Дюга. Так в фонде галереи появились первые для нас произведения Г.Ващенко, Л.Щемелева, В.Сулковского, А.Марочкина. Успехом порадовала экспозиция картин Заслуженного деятеля искусств Беларуси Л.Дударенко.
После смерти Г.Прянишникова прошла наиболее полная выставка его произведений, которая убедительно засвидетельствовала значительность этого самобытного художника. Неслучайно решением горисполкома №207 от 31.06.1995 года галерее было присвоено его имя. Особое внимание мы сразу же обратили на творчество лучших художников Гомельщины. Были показаны выставки Заслуженных деятелей искусств Беларуси Н.Казакевича, Р.Ландарского, а также О.Петрова, С.Курашовой, А.Крылова, Л.Зуевой, В.Короткого, А.Отчика, В.Тихонова, П.Захарова, А.Гайлевича, В.Сидоркина и других.

Еще более высокий творческий уровень приобрела галерея после того, как 4 мая 1996 года показала выставку нашего земляка – заведующего кафедрой монументально-декоративного искусства Белорусской академии искусств В.Зинкевича. Мы впервые увидели, что его картины как будто создавались воочию сызнова. Они были живые, изменчивые. Откуда-то из дымчатой, полупрозрачной воздушной глубины всплывала то одна, то другая как-то не замеченная деталь, наполняя магическим смыслом такие разные произведения. Сказочная реальность? Да, это была она…

Семейная выставка народного художника Беларуси А. Барановского с дочерью Еленой и зятем Виталием Герасимовым

Во многом благодаря Владимиру Леонидовичу светлогорцы вскоре смогли увидеть персональные выставки произведений народных художников Беларуси Л.Щемелева, Г.Ващенко, В.Шаранговича, академиков живописи и графики В.Савича, В.Альшевского, В.Вишневского, В.Слаука, Ф.Янушкевича. Это были не просто выставки. Каждая из них становилась событием в культурной жизни города. Светлогорцы имели чудесную возможность личных встреч с этими известными мастерами изобразительного искусства. Особенно полезными были они для школьников, учителей и тех, кто только приобщался к живописи. С участием уважаемых гостей подводились итоги выставок детских рисунков и светлогорских художников.

Экспозиционный калейдоскоп

Постепенно галерея приобрела опыт проведения и семейных экспозиций. Их прошло немало: народных художников Беларуси Гавриила Ващенко с сыном Константином, Анатолия Барановского с заведующим кафедрой живописи БАМ Виталием Герасимовым и Еленой Барановской, Георгия Поплавского с женой Натальей, дочерью Катериной, лауреата Государственной премии Николая Казакевича с сыновьями Дмитрием и Владимиром, Заслуженных деятелей искусств Владимира Зинкевича с Валентиной Сидоровой, Бориса Аракчеева с дочерью Оксаной, Нинель Счастной с дочерью Ладой, Владимира Савича с сыном Андреем. Показали свои картины Константин Ващенко с дочерью Ангелиной, Владимир и Павел Ходоровичи, Валентин и Андрей Крыловы, Дмитрий и Иван Поповы, Светлана Курашова с мужем Геннадием и сыном Олегом, Мария и Николай Исаёнки, Игорь Римашевский и Людмила Щемелева, Ольга и Игорь Гордиенки, Мария и Валентин Егоровы, Филипп Басалыга и Юлия Мацуро…

Группа минских художников с подарком для галереи «Традиция»

Благодаря экспозиции из фонда Белорусского союза художников светлогорцы познакомились у нас с произведениями В.Цвирко, В.Стельмашонка, З.Литвиновой, А.Мозолева, В.Товстика, В.Шкарубы… Увидели они и портретные работы Б.Заборова, Л.Дробова, А.Кузьмича, П.Сергиевича и других из этого же фонда. Поспособствовал показу произведений Н.Селещука, В.Сумарова, В.Кожуха, В.Версоцкого, Ю.Голуба Музей современного изобразительного искусства. Памятной была выставка факсимильных репродукций семьи Рерихов. С такими же репродукциями произведений Ван Гога, Э.Дега, А.Ренуара, П.Сезанна, К.Моне, А.Матисса, П.Гогена, П.Пикассо и других всемирно известных западо-европейских художников помог познакомиться существовавший тогда Мозырский филиал Государственного художественного музея.
Своеобразным признанием галереи стали повторные персональные выставки в ней именитых художников. Необычной по замыслу и воплощению была, в частности, выставка
«17 зим» Г.Ващенко, признанного Кембриджским Биографическим Центром «Человеком 20 столетия в искусстве». Естественно, что это 17 зимних пейзажей. Но каждая из картин, несмотря на одинаковую зимнюю принадлежность, уникальна сама по себе. Даже снег у Ващенко имеет настроение… В свое время именно в Светлогорске Гавриил Харитонович показал первую акварельную выставку. Приверженность известного художника к нашему городу началась еще в
1972 году, когда он делал монументальную роспись «Земля светлогорская» во Дворце культуры химиков. Кстати, по моему предложению, впервые обсуждали и возможность открытия его именной галереи в Гомеле. Идея позже была великолепно осуществлена.

Вторая выставка народного художника Беларуси, Заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, а теперь и лауреата премии Союзного Государства Л.Щемелева произошла в начале 2000 года. Каждое из представленных на ней произведений вносило нечто очень отличительное в общий, просветленный всеми красками жизни, по-настоящему щемелевский колорит экспозиции. Но красочная праздничность – не самоцель. Это только одно из средств для того, чтобы передать радость, восхищение, тревогу…

На открытии выставки картин В. Слаука (1-й слева) и В. Вишневского (2-й справа)

Выставка произведений народного художника, Заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии, профессора В.Шаранговича у нас, так же, как в Минске, была приурочена к его 60-летию. Он народный не только по почетному званию, но и по всей сути своего творчества. Это художник, который сделал белорусскую литературную классику классикой изобразительного искусства. Кстати, не только белорусскую. За акварельные иллюстрации к поэме А.Мицкевича «Пан Тадеуш» ему присвоено звание «Заслуженный деятель культуры Польши». 140 акварельных иллюстраций к этому произведению было на юбилейной выставке в Минске, и только 43 смогли показать мы. Но и они дали полное представление о творческом подвиге художника. Продолжением стали также акварельные иллюстрации к такому фолианту, как издание «Новой земли» Я.Коласа, посвященное 120-летию со дня рождения поэта. Светлогорцы смогли ознакомиться с ними на выставке в галерее, где прошла презентация и самой книги.

Почитатели изобразительного искусства имели возможность увидеть легендарный цикл картин «Цифры на сердце» народного художника СССР и Беларуси М.Савицкого, выставку графических произведений «Эта милая городская жизнь» народного художника Беларуси А.Кашкуревича, который передал в фонд галереи 8 своих графических листов. Народный художник Беларуси, лауреат Государственной премии, профессор А.Барановский порадовал лирическими, мягко экспрессивными пейзажами. Это о нем в свое время сказал В.Шарангович: «Барановский глубоко по-философски понимает цветовое настроение природы. Для него цвет – образ, цвет как первоначальное устремление высказать свои мысли». Светлогорская выставка не только подтвердила это. Она оказалась очень гармоничной по композиции, восхитила точно найденными цветовыми соотношениями, единению героев картин с природой, с бытовой средой.
Творческим подвигом можно считать и то, что сделал в изобразительном искусстве В.Басалыга. 24 автолитографических произведений представил он в Светлогорске. Каждое не только документально воссоздает памятники белорусского зодчества, но дает возможность почувствовать и отношение художника к ним. Глядя на эти произведения, в который уже раз думалось, что настоящее мастерство остается как бы неприметным, ведь оно выявляет то, что воплощено, а не само себя. Владимир Самойлович обладает именно таким мастерством. Благодаря ему мы опять узнаем высоты барочного зодчества по Софии в Полоцке, по Францисканским костелам в Гродно и Пинске, по Иезуитскому костелу в Несвиже. И все это передано возвышенно, поэтично, проникновенно вписано в пространство нашего родного Отечества.

Владимир Уроднич (1 слева), Леонид Гомонов (4 справа), Георгий Лойко (2 справа) с директором галереи Натальей Акимцовой (3 справа).

«Художник должен делать то, чего нет», – утверждала Н.Счастная. Она мастерски подтвердила это, представив у нас более 60 портретных, жанровых, пейзажных, графических произведений. Искусствоведы давно заметили, что картины Счастной будто сотканы из цвета. Многослойность способствует ощущению воздушности оттенков, их сиянию, подвижности. Сама Нинель Ивановна называет это соприкосновением красок. «В моих произведениях есть объем, но нет линий», – говорит она.

А вот выставка В.Сулковского заставила вспомнить слова Г.Ващенко: «Настоящий художник не может не быть национально сознательным человеком». Даже сами названия картин пронизаны белорусскостью: «Вечерки», «Браславский мотив», «Васильки», «Утро в деревне», «Полесский интерьер», «Гроза на Полесье»… Прекрасный живописец, он еще и тонкий психолог. Мы привычно считаем его приверженцем коласовской тематики, не иллюстратором, а словно художественным соавтором «Новой земли», «На перепутье». И это действительно так. Однако все же Владимир Яковлевич давно за пределами нашего представления о нём.

Пейзажистом, сторонником классического реализма засвидетельствовал себя и заведующий кафедрой рисунка БАМ В.Немцов. Какая-то щемящая лиричность колорита, почти пастельная мягкость сверкающего света исходит от многих его картин. Впервые была налажена выставка академика Российской академии искусств, декана графического факультета Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина В.Ветрогонского и молодой талантливой художницы М.Быковой, также живущей в Санкт-Петербурге.

Пополнение фонда

Именно галерея стала инициатором проведения у нас Республиканского пленэра по живописи «Светлогорские пейзажи». Инициативу поддержали Светлогорский горисполком, Гомельская областная организация Белорусского союза художников и Белорусская академия искусств. Прошел пленэр на базе местного санатория «Серебряные ключи». В нем приняли участие Д.Алейник, А.Барановский, В.Васюк, Л.Гоманов, П.Захаров, В.Зинкевич, В.Сидорова, С.Курашова, М.Казакевич, Р.Ландарский, В.Немцов, А.Отчик, В.Савич. Художественный фонд пополнился еще 17 картинами его участников.

Галерея «Традиция» не единственная ли в республике имеет 20 графических произведений Заслуженного деятеля искусств, лауреата Государственной премии Беларуси Н.Селещука, подаренных нам друзьями этого прекрасного художника, трагически погибшего в Италии. В ее фонде также 39 произведений В.Крылова и его сына Андрея, 18 пастельных картин О.Петрова и 19 пейзажных – С.Дьяконова, подаренных женами художников. 12 акварелей передал после очередной экспозиции в галерее и В.Короткий. Значительно пополнила фонд галереи экспозиция старейшего гомельского художника Н.Полянкова, подарившего 29 произведений.
Мы показали тематическую выставку из фондов Музея современного изобразительного искусства. Посвящалась она портретному жанру. Сенсационной стала и экспозиция речицких художников, ведь в ней показывались произведения легендарного А.Исачева. А вскоре из Санкт-Петербурга были доставлены его факсимильные картины, которые составили отдельную экспозицию, а потом, в большинстве своем, остались в фонде галереи. Выставку литографий Н.Орды мы провели с помощью Белорусского государственного музея истории и культуры. Опять смогли светлогорцы встретиться с народными художниками Г.Ващенко, В.Стельмашонком, которые приезжали на открытие своих вернисажей. Светлой памяти народных художников В.Цвирко и А.Кищенко были посвящены выставки их произведений. Своеобразным продолжением летописи галерейных лет стали и вернисажи могилевских художников Ф.Киселева, Г.Кононовой. Порадовали новыми произведениями преподаватели Академии искусств Н.Киреев, В.Альшевский, В.Слаук, В.Зинкевич, В.Сидорова, М.Борозна, В.Савич, А.Барановский и В.Герасимов…

Б.Пирштук, И.Котляров, В.Шкарубо, А.Якобсон, А.Гришкевич, В.Жук во время открытия выставки произведений В.Шкарубо и А.Гришкевича

И еще одна сенсация: в Светлогорск пожаловал Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Беларуси Юй Чженьцы на открытие собственной экспозиции художественных фотоснимков, которой предшествовала выставка шедевров китайской акварели, а затем не менее сенсационная – «Бронзовое искусство Китая». Смогли мы показать и рисунки из дневников народного писателя Беларуси В.Быкова.

Навряд ли можно всех перечислить. Но как не назвать таких известных художников и скульпторов: М.Данциг, М.Басалыга, В.Слободчиков, В.Тихонов, В.Костюченко, Г.Скрипниченко, Л.Журавович, Р.Сиплевич, К.Кочан, А.Гришкевич, Е.Батальонок, В.Уроднич, Г.Лойко… По доброй традиции продолжали знакомить посетителей галереи и с творчеством художников Гомельщины. Особенно считали нужным напомнить о тех, кого уже не стало. А это Н.Полянков, В.Казаченко, Д.Алейник, В.Крылов, С.Дьяконов, О.Петров, В.Рыкалин, Л.Полякова, И.Семеко, В.Короткий…
К большому сожалению, и многие из тех, о ком пишу, уже за пределами жизни. Это Г.Ващенко, Л.Щемелев, В.Шарангович, В.Стельмашонок, М.Савицкий, Г.Поплавский, А.Кашкуревич, А.Барановский, В.Сулковский, Г.Скрипниченко, Н.Счастная, В.Шкарубо… Но их произведения живут также талантливо, как жили сами художники.

Памятными стали две выставки нашего земляка, человека трагической и героической судьбы, Заслуженного деятеля искусств Е.Бусла. Первая из их – «Художник рисует поговорки» – познакомила с тем, как он умеет олицетворять сокровенный смысл народной мудрости. Вторая – еще раз засвидетельствовала его талант, приобретенный за 30 лет работы в журнале «Вожык». Это были дружеские шаржи на друзей картинной галереи. А их немало на то время:
А.Якобсон, Б.Пирштук, С.Панковец, С.Меркулов, В.Быховцев, А.Магазинщиков, А.Чиж, П.Кузьменок, Л.Москальчук-Кузьменок, Е.Половец, Л.Величко, А.Дроздов, В. и Н.Костюкевичи, Ю.Крук и другие.

Расширялась география экспозиций. Ветковский музей народного творчества показал у нас выставку стародавних икон, а мы в нем – живописные произведения из собственного фонда. Обменялись и пленэрами: художники болгарского города Сливен писали наши пейзажи, а светлогорские художники во главе с минчанином В.Сулковским – болгарские. Кстати, уже традиционно проводились республиканские и международные пленэры с участием российских художников из Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Белгорода, Брянска, а также украинских – Харькова и Чернигова. Галерея причастна и к скульптурным пленэрам. Мы показывали выставки малых скульптурных форм, авторы которых были из Минска, Гомеля, Могилева, Светлогорска. Благодаря Э.Астафьеву, К.Алексееву, В.Козловскому, В.Малахову, А.Камардину, Д.Попову и другим, мы уже имеем в собственном фонде и 32 скульптурных произведения.

Хорошее впечатление оставил вернисаж армянских художников. Мы знакомили со своим фондом любителей изобразительного искусства Минска (Белорусский национальный художественный музей и экспозиционный зал Национального банка Беларуси), Гомеля (галерея Г.Ващенко, выставочный зал областного отделения Союза художников, Дворец железнодорожников), Бобруйска, городских посёлков Паричи и Сосновый Бор. Не обходим вниманием местных художников и скульпторов. Прошли коллективные и персональные экспозиции произведений В.Смоляра, А.Камардина, М.Прянишникова, С.Каваля, М.Кульбы, которые стали членами Белорусского союза художников, а также М.Докучаева, Э.Шатилы, В.Юшпраха, Ф.Пищало, В.Башинского, И.Роговой, А.Туровца, Б.Першая, Г.Лазаренко, С.Шах, Е.Борисенко, В.Коваля, Е.Винель и других… Традиционными стали и конкурсные выставки детских рисунков.

Преемственность

По-своему талантливо переняли у меня директорскую эстафету филологи Надежда Шинкевич и Наталья Акимцова. Они смогли внести разнообразие в творческие традиции галереи, сохранив при этом традиционно высокий уровень экспозиций. Вот некоторые из них: «Декорация для мечты» – живопись Е.Шлегель, «Помнит земля белорусская» – В.Уроднича, «Мы нежностью творимы» – Л.Зуевой и С.Курашовой, «Усадьба. Субъективная действительность» – графика Г.Ситницы, «Нити пространств» – также графика В.Швайбы, выставка фотоснимков В.Стрибука – настоящего фотолетописца галерейной жизни.

Художница З. Литвинова и скульпторы Г. Горевая , Э. Астафьев

Успешно прошла экспозиция «Образ. Традиция. Время» – копии фресок, икон домонгольского периода Древней Руси, выполненные студентами Белорусской академии искусств, «Параллели» – живопись Глеба Отчика и встреча с ним как с председателем общественной организации «Белорусский союз художников», «Женщина – музыка! Женщина – свет!» – портретная живопись И.Андросюка, «Весна и ливни света…» – экспозиция картин Гомельского отделения Белорусского союза художников. С большим интересом воспринята Республиканская выставка по результатам VI Международного пленэра «Святость земли белорусской», посвященного памяти Первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета (Вахромеева) и Году исторической памяти. Порадовали своими картинами известные санкт-петербургские художники Б.Шатохин, В.Ветрогонский, Р.Адгамов, М.Быкова. Эстафету у них приняли земляки творческого объединения полиреалистов А.Гусарова, М.Логойда, Ю. и Д.Пинежаниновы, В.Глинский.

Есть все основания считать: юбилей галерея встречает очень достойно. Сейчас в фонде 615 произведений изобразительного искусства, что позволяет галерее работать даже автономно, показывая картины самых разных жанров, разной тематики. Но главное ее богатство – верность лучшим классическим традициям изобразительного искусства.

Вот что говорили о галерее художники

Г.Ващенко: «Случилось так, что на торжественное открытие выставки в Светлогорске я опоздал не по своей вине почти на час. И каким было моё удивление, что меня ждали! Залы были переполнены. Встретили меня светлогорские любители изобразительного искусства с такой искренностью, заинтересованностью, что позабыть этого нельзя. Приятно поразило и то, с каким заботливым вниманием относятся к галерее руководители местной власти. Именно здесь прошла моя первая акварельная выставка. Здесь впервые я показал свои «17 зим» и здесь возникла идея об открытии моей галереи в Гомеле, которая успешно осуществлена».

Л.Щемелев: «Светлогорская галерея имеет самый благородный, чувственный, эстетический смысл. Она учит, но не поучает. Она благодарно относится к тем художникам, которые в ней выставляются, и ко всем тем, кто в ней бывает. И на эту её признательность просто нельзя не ответить взаимностью».

В.Басалыга: «Создание Светлогорской галереи – это очень замечательно осуществлённый замысел. Благодаря ей, ребята, молодёжь встречаются с настоящим изобразительным искусством, всё более уверенно укрепляется мысль среди горожан, что это интересно, стоит внимания, что это греет и воспитывает души. Галерея сумела пригласить к себе известных художников, замечательных творцов и сделать их своими друзьями. Будем надеяться, что в будущем она приобретет отдельное здание и станет еще лучшим центром воспитания средствами изобразительного искусства».

Н.Казакевич: «Благодаря картинной галерее «Традиция», Светлогорск становится в одну шеренгу с такими центрами изобразительного искусства, как Витебск, Могилев, Гомель. Именно с этими городами и Минском связываю надежду на возрождение белорусского искусства».
А.Барановский: «Картинная галерея чудесно осуществляет связь реальности с исконной духовной красотой. Она действительно служит людям, дает нам, художникам, возможность показать им свои произведения. В конце концов, это взаимная духовная связь. Я убежден, что галерея давно достигла республиканского уровня».

В.Зинкевич: «Приятно осознавать, что уже 30 лет галерея «Традиция» формирует удивительную атмосферу мироощущений, где множество художественных взглядов на жизнь воплощается в одну форму взаимоотношений. Эта форма — высокохудожественный, эмоциональный, чувственно-проникновенный путь к сердцам и душам зрителей».

Цветы от Сергея Каваля Светлане Курашовой во время открытия выставки ее акварелей в Светлогорске

Есть не менее приятные высказывания и других художников. А что говорят посетители? Исписаны три Книги отзывов. В них слова благодарного восхищения не только светлогорцев, но и жителей многих городов Беларуси, а также Кишинева, Перми, Иркутска, Красноярска, Хабаровска, Нарьян-Мара, Южно-Сахалинска, Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы… Есть записи гостей из Индии, Китая, Англии, Италии, Германии, Бельгии, Польши, Норвегии, Японии… Да, итоги 30-летия обнадеживают. Сохраняется традиционно авторитетный уровень экспозиций, их показ не только в залах галереи, но и в учреждениях культуры, школах, на предприятиях города и района. Проводятся лекции по изобразительному искусству, мастер-классы и конкурсы… Это способствует перспективам и позволяет надеяться, что Светлогорской картинной галерее «Традиция» имени Германа Прянишникова суждена долгая и счастливая жизнь.

Фото предоставлено И.Котляровым