Пообщались с мастером лучшей бригады Светлогорского управления буровых работ

На буровой необыкновенно тихо. Это потому, что строительство скважины №226 Южно-Осташковичской площади почти завершено. Вахта Вячеслава Гаркуши проводит финальные действия перед сдачей ее заказчику – осуществила крепеж хвостовика и ждет затвердения цемента. В этот момент делаются регламентные работы. И хотя для мужчин это обычные будни, все же настроение приподнятое. В очень короткий промежуток времени они достигли нефтеносного пласта. А впереди ждет строительство новой скважины.

В жилом городке нас встречает мастер буровой Роман Москаленко. После школы и учебы в лицее он, как ученик с наивысшим баллом, получил целевое направление, успешно сдал вступительные экзамены, прошел конкурсный ценз — и в 2008 году в составе тринадцати победителей из тридцати соискателей поступил в Российский государственный университет нефти и газа имени И.М.Губкина. После пяти лет обучения получил диплом по специальности «Инженер по бурению», и в 2013 году был направлен в Светлогорское управление буровых работ.

Трудовую деятельность Москаленко начал в районной инженерно-технологической службе СУБР – РИТС-1. То было время стыковки накопленных в университете теоретических знаний с практической деятельностью в условиях реального производства. Роман с огромным интересом включился в процесс. Поначалу ему поручали сопровождение достаточно сложных, но единичных процессов – отбор керна, проведение испытания пластовых горизонтов, но наибольший интерес у Романа вызывал спуск обсадной колонны. Он зрительно представлял, как стальная колонна защищает вскрытый пласт от обрушения стенок скважины или изолирует один пласт от другого. В скважину могут быть опущены несколько обсадных колонн разного диаметра. Они защищают водоносные горизонты, предотвращают фильтрацию бурового раствора в залегающих близко от поверхности песчаниках и гравийных пластах. Для молодого специалиста было удивительно видеть, как опытный бурильщик буквально «вонзает» в продуктивный пласт последнюю обсадную колонну – хвостовик – трубу диаметром всего 10-15 сантиметров. Ведь это гораздо сложнее, чем проколоть иголкой лист стали.

Вахта бурильщика Вячеслава Гаркуши бурового мастера Романа Москаленко

Сегодня в подчинении у Романа Москаленко бригада – четыре вахты, в состав которых входят около сорока человек. В составе вахты бурильщик, четыре помощника бурильщика, машинист и слесарь работают двенадцатичасовую смену, попеременно сменяя друг друга в течение суток.

Скважину № 226 Южно-Осташковичской площади начали бурением 15 августа. Строительство завершено 16 октября. В соответствии с проектным заданием были пробурены 3555 метров. На данный момент завершили спуск четвертой обсадной колонный – хвостовика диаметром 114 миллиметров. Осталось завершить строительство креплением и готовиться к передвижке бурового станка на новую скважину.

Буквально пару десятков лет назад на бурение скважины такой глубины ушло бы от восьми до десяти месяцев. Сегодня справились всего за два. И это норма. Ведь нынешние технологические возможности кардинально отличаются от прежних. Причем технологии бурения скважин постоянно совершенствуются, технологический уровень ежегодно растет, оборудование модернизируется, процессы все более автоматизируются, соответственно, сокращаются и сроки строительства скважин.

Бригада мастера буровой Москаленко осуществляет бурение при помощи мобильной буровой установки АРС-250. По его мнению, это самый технологичный, производительный и надежный буровой станок в Светлогорском управлении буровых работ на сегодняшний день. Аналогичную буровую установку эксплуатирует бригада бурового мастера Виталия Асадчего. АРС-250 имеет грузоподъемность на крюке 250 тонн. Она предназначена для выполнения всех видов работ и технологических операций при бурении нефтяных и газовых скважин глубиной до 4200 метров при температурах наружного воздуха от –45 до +45 градусов.

Уникальность этой буровой установки состоит в том, что она блочно-модульного исполнения, – говорит Роман Васильевич. – Практически все модули стоят на колесном шасси. Во время эксплуатации они фиксируются на выносные опоры и стоят стационарно. При необходимости мачта буровой складывается и перемещается тягачом к месту строительства новой скважины. Недавно был закуплен новый парк емкостей для бурового раствора, который будет перемещаться тоже при помощи тягача. На следующей скважине уже планируется использование емкостей на шасси. Они доедут к месту установки на собственных колесах и будут смонтированы без помощи подъемного крана. В принципе, практически все модули буровой установки будут монтироваться на колесном шасси. Больше нет необходимости транспортировать буровую вышку целиком, когда станок на полозьях тащили при помощи стальных тросов несколько десятков бульдозеров. Мероприятие, конечно, зрелищное, но трудо- и финансово затратное. Современная мобильность буровой установки – это сверхположительный фактор, который позволяет не только перемещать буровую практически мгновенно, но и избежать многих рисков.

Модернизация коснулась и долотного сервиса, который значительно расширился.

– Если раньше повсеместно использовались шарошечные долота, – говорит мастер буровой Роман Москаленко, – то сейчас они применяются чаще всего исключительно для забурки. Для основного бурения используются высокотехнологичные долота PDC. От турбинного способа бурения мы тоже отошли. Сейчас, в основном, осуществляется наклонно-направленное бурения с использованием винтовых забойных двигателей. При наших режимах бурения винтовой забойный двигатель имеет большую моментоемкость, поэтому демонстрирует более высокие показатели проходки при работе с долотами PDC.

– Требуют ли новые долота применения новых буровых растворов?

– Нет, применение буровых растворов не зависит от типа применяемых долот, но, прежде всего, от геологических условий. В зависимости от ни у нас применяются как сопропелевые соленонасыщенные глинистые, так и новые белполимерные буровые растворы. Если геологические условия сложные, то мы, конечно же, прибегаем к более современным технологиям, которые позволяют игнорировать эти условия и построить скважину без возможных осложнений.

– Каковы геологические условия Южно-Осташковичской площади?

– Относительно комфортные для бурения скважин. На этой площади особо серьезных проблем во время проходки не возникает. На 226-й скважине мы ожидали поглощения бурового раствора, но, благодаря соблюдению всех технологических мероприятий, бурение скважины прошли без остановок и осложнений. Было зафиксировано лишь незначительное поглощение бурового раствора, но это не привело к негативным последствиям.

– Чем опасно поглощение?

– Прихватом бурильного инструмента.

– С чем связано поглощение бурового раствора?

– С низким пластовым давлением, его высокими коллекторскими свойствами. Вследствие этого давления гидростатического столба бурового раствора превышает пластовое давление и буровой раствор уходит в пласт.

– Как узнать, что произошло поглощение раствора или другое событие на глубине в несколько тысяч метров?

– У нас работают очень опытные специалисты – бурильщики. Они управляют всеми процессами и следят за изменениями любых параметров, в том числе и давления бурового раствора. А еще у нас имеется служба, сопровождающая наклонно-направленное бурение, которая при помощи телеметрии управляет траекторией ствола скважины. Это служба управления по повышению нефтеотдачи пластов и ремонту скважин – УПНПиРС. Специалисты службы в режиме реального времени видят, что происходит с компановкой, где она находится и куда направлена. Соответственно, дают команду по режиму бурения: увеличить нагрузку или пройти какой-то интервал с вращением. У них есть заданный профиль скважины в определенный коридор, в который они и должны построить скважину. Канал связи – гидравлический. Нет больше никаких проводов. Их прибор создает импульс, который фиксируется высокоточным прибором и декодирует эти сигналы.

Буровая бригада Москаленко следующую скважину будет строить на этой же Южно-Осташковичской площади. Вообще буровые станки сейчас стараются без необходимости далеко не перемещать, предпочитая уплотнить сетку скважин. Это сокращает время бездействия бурового станка и, соответственно, снижает расходы на транспортировку буровой.

По результатам работы в 2022 году бригада Москаленко названа лучшей в СУБР. У нее наиболее высокий показатель по проходке, который в 2022 году составил 18 990 метров – почти 19 километров – и является максимальным в управлении. Кроме проходки, коммерческая скорость достигла 1864 метров в месяц – это 123% к уровню прошлого года. Производительное время – 96,63%. В зависимости от глубины и сложности скважины цикл строительства, в среднем, составляет два-три месяца. В достижении таких результатов помогли слаженность бригады и стремление трудового коллектива поддерживать оборудование в работоспособном состоянии, своевременное проведение планово-предупредительных ремонтов. Мастер буровой Роман Москаленко назвал руководителей вахт – бурильщиков Александра Зеленого, Игоря Дембицкого, Александра Басалкина, Вячеслава Гаркушу, как самых опытных в бригаде – гарантами стабильной и качественной работы, драйверами успешной трудовой деятельности всей бригады.

Поздравляем с высоким и заслуженным званием лучшей бригады Светлогорского управления буровых работ!

Фото: Дмитрий Хомицевич, «СН»