Побывали в вечернем рейде с судебными исполнителями Светлогорского межрайонного отдела принудительного исполнения

Выселение, алименты, просроченные кредиты, штрафы за совершенные гражданами административные правонарушения, опись и конфискация имущества… С какими только вопросами не приходится сталкиваться в повседневной практике судебным исполнителям! И ведь взыскать с должников денежные средства в государственную казну порой задача не из легких. О том, как корреспондент «СН» побывала в вечернем рейде с судебными исполнителями, – в нашем материале.

Когда во всех окнах редакции потух свет (рабочий день закончился), я засобиралась на интересное мероприятие: «прогуляться» по квартирам должников пригласили судебные исполнители. В Светлогорском межрайонном отделе принудительного исполнения меня встречает начальник. Наталья Ализарчик совсем недавно вступила в руководящую должность, поэтому беседу начинаем с поздравлений. Наталья Григорьевна работает в отделе уже почти 10 лет, поэтому рассказывать о своих «клиентах» может часами. Но, как говорят, лучше один раз увидеть… «Мы готовы, выдвигаемся!» – с каким-то легким задором прыгаем в машину, по дороге знакомимся еще с одним судебным исполнителем: Алеся Атаман сверяет адреса – сегодня «всколыхнем» м-н Октябрьский.

Никого нет

– Как только принято решение о наложении штрафа, нарушитель в течение месяца обязан его оплатить. Если этого не происходит, возбуждается исполнительное производство. С этого момента вы являетесь должником. Говорю честно, лучше до этого не доводить, но если уж так случилось, то самое верное решение – решать проблему как можно скорее. Если нет, то события будут развиваться не по лучшему для вас сценарию, – объясняет алгоритмы рабочих будней Наталья Ализарчик.

По закону судебные исполнители вправе посещать своих «клиентов» с 6.00 до 22.00. С июля для большей эффективности повышения качества взыскания задолженностей для них ввели гибкий рабочий график. Теперь сотрудники выходят на участок с 12.00 до 22.00. В такое время шанс застать должника дома выше.

И вот мы у дома первого адресата: мужчина задолжал государству по линии ОГАИ. Письменные уведомления его не пугают, поэтому идем в гости! Пока я плохо понимаю, как девушки смогут заставить 43-летнего дяденьку платить по счетам, но в междусобойных переговорах коллег понимаю, что это не сложно. Хотя в роли «вышибал» я, конечно, представляла здоровенных мужчин, от которых так и пышет справедливостью, а суровый вид несколько пугает, но нет: в Светлогорском межрайонном отделе принудительного исполнения работает 8 судебных исполнителей, из которых всего один мужчина. «Ситуации между тем бывают разные. Если что-то пошло не по плану, вызываем милицию, иногда заранее планируем визит по некоторым адресам с участковым», – говорят девушки в погонах, пока мы пятый или шестой раз звоним в квартиру.

Не ешь, но долг отдай

Идем к другому дому. Несмотря на то, что в семь вечера уже полная темень и форму правоохранителей, кажется, не разглядеть, жительница одного из подъездов проявляет интерес: «Что случилось?» Бабушку успокаиваем, та, к слову, соглашается, мол, если должен, то не ешь, но отдай. Заходим в теплый подъезд пятиэтажки к еще одному должнику.

Здесь история такая: молодая девушка не погасила административные штрафы, именно по этой причине она и попала в статус «должника». К сожалению, серьезность происходящего светлогорчанка не осознает: агрессивно реагируя на исполняющих свои профессиональные обязанности людей, само собой, не выбирая выражений, проявляет максимальное недовольство вторжению на ее территорию. Односторонний конфликт только нарастает, но, к счастью, из комнаты появляется мать должницы: женщина успокаивает дочь, убеждая судебных исполнителей, что обязательно посодействует в разрешении неприятной ситуации. Алеся Атаман дает девушке расчетные счета, на которые нужно погасить задолженности. Расходимся вроде бы мирно, но осадок от квартиры, в которой абсолютно не скрывают, что нам не рады, остается. Мои спутницы подбадривают: «Да, так бывает! Реакция у всех разная: кто-то встречает на пороге дома с удивлением, кто-то с улыбкой, кто-то со слезами, а кто-то с истерикой и скандалами. Никогда не знаешь, чего ожидать от должника. Зато полноценно познакомитесь с нашей работой!»

Движемся дальше по переулку: еще одного должника по административным штрафам в очередной раз не застали дома. Значит, в скором времени судебные исполнители вернутся сюда снова.

В ноябре!

Набираем очередной номер квартиры: «Открывайте, судебные исполнители!» На секунду мне стало страшно: откроется дверь для нас или все-таки «дома никого нет». Удача! Не подготовленный к визиту Владимир (имя изменено) должен выплатить штраф за моральный ущерб, весной мужчина освободился из тюрьмы, постоянной работы нет, логично, что и платить нечем. Но это не оправдание для судебных исполнителей. У Владимира большие планы на новую работу, возможно, на новую жизнь. Но мы не слышим главного, когда будут оплачены старые «грехи». Спустя несколько минут мужчина понуро сдается: «Да заплачу в ноябре! Все равно ж не отстанете…»

Я немного удивлена напористости девушек в форме, но результат радует, ведь сегодня наша общая задача не просто наведаться к нескольким должникам, а сделать все возможное, чтобы их долги если не закрылись полностью, то хотя бы начали уменьшаться.

Взамен долгов

Становится холоднее, дождь усиливается. Я молчу о промокших ногах, ведь для судебных исполнителей нет плохой погоды, есть работа. Очень надеюсь, что в одной из квартир очередной пятиэтажки м-на Октябрьского все дома. Кажется, мои спутницы совсем не устали: дамы в форменном обмундировании с папками в руках сохраняют все тот же строгий взгляд.

Но нас ждет неудача! Алеся Атаман помечает безответную квартиру в списке, хозяева которой только продолжают множить свои долги. Конечно, у судебных исполнителей, даже без личных встреч с должниками, есть сразу несколько законных рычагов воздействия: например, временное ограничение должника на выезд из страны, ограничение на управление транспортным средством, посещение игорных заведение, запрет на пользование интернетом и мобильной связью.

– При неоплате долгов судебные исполнители приходят в дом, накладывают арест и изымают ценные вещи. Для людей это самое страшное. Если граждане погашают задолженность до истечения срока на обжалование, в течение десяти дней со дня получения копии акта описи и ареста имущества арест снимается. В противном случае арестованное имущество реализовывается через торговую организацию или с публичных торгов, – говорит начальник Светлогорского межрайонного отдела принудительного исполнения Наталья Ализарчик.

P.S. Всего за время вечернего рейда мы попытали счастье в 8 квартирах. С теми, кого дома не застали, судебные исполнители еще обязательно встретятся. Ведь долги нужно возвращать вовремя…

На начало 2022 года в Светлогорском межрайонном отделе принудительного исполнения находилось 11198 исполнительных производств, за девять месяцев поступило еще 15346. В месяц каждый судебный исполнитель возбуждает около 200 новых производств.