Как выбирают «слонов» и «ослов»

Никогда чужие избирательные кампании не привлекали к себе особого внимания: «Подумаешь! Какая разница, как в других странах выбирают себе лидера». Когда где-то «за бугром» выбирали главу, разговор сводился к следующему диалогу:

– Ну, кого выбрали?

– Этого (следует имя).

– Ясно. А кто это?

И тут кто-то, более просвещенный в делах политики, кратко давал характеристику «замежнаму избраннику», основываясь на выпусках новостей, общеизвестных сплетнях и собственных «компетентных» домыслах. И нам хватало, потому что напрямую нас не касалось: «Каждый народ сам вправе решать, кто и как им управляет».

Но после 2020-го года, когда выборы белорусского Президента не без участия западной поддержки хотели превратить в кровавый мятеж (слава Богу, не получилось), стало интересно, как (по мнению западных политиков) должны выглядеть «правильные» выборы. Спойлер – прикольно.

Оказалось, что в «колыбели демократии», как себя представляют Соединенные штаты Америки, выбор кандидатов в лидеры страны ограничен «слонами»» и «ослами», как себя именуют республиканцы и демократы. Для всех других массовых партий США путь в Белый дом закрыт.

Но и это не самое веселое. Забавно, что судьбу американской нации решает не 300 млн. человек, населяющих США, а (тадам!) 538 избирателей (за каждым избирателем стоит 500 тысяч как минимум). В идеальном мире это должно было работать так: избиратель, выражая точку зрения электорального большинства, должен проголосовать за своего «слона» или «осла». Но мир не совершенен, а человек – существо впечатлительное, может и не согласиться с мнением большинства. Имея в руках право распоряжаться голосами граждан, он то ли по корыстным мотивам, то ли по политическим, а может вообще из вредности, единолично принимает не то решение, за которое проголосовали тысячи человек избирательного округа. Это мы и увидели на выборах 2016 года, когда восемь демократов отдали голоса за Трампа (республиканец), а два республиканца – за Хиллари Клинтон (демократ). А что угрожает в таком случае недобросовестному выборщику? Штраф в 1000 долларов. Если подороже продаться партии конкурентов, можно оказаться в приличной прибыли. Хороший бизнес!

Дальше еще веселее. Мнение людей определяется в праймериз (он включает в себя процедуры с бюллетенями и кабинками для голосования). Подсчет голосов ведут специальные машины. Проголосовать можно как очно, так и (!!!) по почте, причем заранее в период от 4 до 46 дней в зависимости от штата (привет всем критикам досрочного голосования в Беларуси). Думаете, в этой системе все идеально? Как бы не так! На последних выборах в Конгресс вскрылись весьма интересные факты. В Аризоне четверть счетных машин вышли из строя, людям предлагали опустить бюллетени в специальные урны (как потом распорядятся голосами людей, кто его знает). В Детройте пришедшие утром на участок избиратели обнаружили, что уже проголосовали. Во Флориде и Миссури голосование проводили без федеральных наблюдателей. То есть они своих наблюдателей не пускают на выборы, а про международных вообще речи не идет.

И вишенкой на торте «торжества демократии по-американски» стали факты, что в США конгрессменом можно стать, даже если претендент на кресло умер (!!!). В Пенсильвании бывший конгрессмен от этого штата демократ Энтони Делюка, скончавшийся 9 октября в возрасте 85 лет, все же был переизбран, получив 85% голосов. А скончавшаяся 25 октября в возрасте 93 лет представитель от штата Теннесси демократ Барбара Купер во вторник «выиграла гонку» в 86-м избирательном округе этого штата.

Получается, что вся избирательная система Америки, которую нам тычут под нос как самую совершенную, на деле тот еще цирк с каруселями и привидениями на высоких постах. При этом на рядового избирателя она плюет самым неподобающим образом. Элиты создают условия для процветания элит, а народ лишь пригоден, чтоб собирать с них налоги. Вот потому весь политический Олимп США сплошь напомаженный, с автозагарами, всегда готовый к выступлению перед телекамерами. И никогда (за исключением случаев для журнала) вы не увидите их в поле убирающим свой (!) урожай картошки, в производственном цеху разговаривающим с токарем, на ферме, спрашивающего у председателя о наличии кормов на зиму.

В Беларуси избирательная система не может похвастаться неизменностью на протяжении 150 лет, чем так кичатся американцы. Зато в ней нет таких нелепых и двусмысленных позиций и очевидного шулерства, каковым предстает перед нами хваленая демократическая. У нас каждый голос гражданина – его четкая и осмысленная позиция, которую учитывает власть при формировании стратегии развития государства. Более того, у нас есть прекрасная возможность быть глубже вовлеченными в процесс управления страной через деятельность Всебелорусского народного собрание. И пусть говорят, что у нас нет демократии (такая как на западе нам не приемлема и даром не нужна), зато у нас есть большее – народовластие, что в случае с выборами не одно и то же.