Как дед за СВОЕЙ правдой ходил, или Когда Указ не указ

Новые времена рождают новые сказки. Они не всегда веселые, но поучительные. Одну из таких рассказал давеча коллега.

Не в некотором царстве, а именно в нашем родном государстве жил на свете дед. За труды земные и полезность дел получил он от власти земли надел:

– Держи, мол, отец, за свои заслуги награду. Строй дом, сади яблони, поливай огород, расти рассаду. Будет тебе на старости лет забава, соседям на удивление, в детях-внуках на поколения добрая слава.

Обрадовался дед, взялся за дело обустройства полученного надела. Пока строился и огород разбивал, ничего вокруг не замечал. Может, и замечал, да работы тьма, когда надобно землю доводить до ума.

Долго ли, коротко ли, через месяц, а может, и год дед управил свой двор, посадил огород. Все в нем знатно, дородно и глазу любо. Кажется, ну что тебе надо? Сядь у сруба, читай газету, радио слушай. Сходи на грядку, нарви клубники, сиди да кушай.

Ан нет! На тысячу пенсионеров найдется один, кому без нервов на дела чужие глядеть невмоготу: во всем видят мошенничество и неправоту. А если еще побывал в начальниках – пиши пропало: как из чайника будет поливать помоями, в воровстве винить без причины и следствия, невзирая на чины и последствия. Все списывают на немощь и старость лет. А то, что людям сторонним покоя нет никому – от простого клерка до районного депутата, разбирая их кляузы «брат на брата» – это для них не значит ни грамма: «Так, развлекательная программа». Чтоб не маяться от скуки и ради забавы, бегают по конторам, судам, управам.

Вот и наш дед обиделся на весь белый свет. Стал бороться с «неправдой» и «несправедливостью» ретиво, а виновным сам назначил председателя огородного кооператива: то на дороге она сделала ремонт не тот, а деньги прикарманила себе в доход, то говорила с дедом как-то неучтиво… Короче, виновата во всем председатель кооператива.

Посыпались от деда жалобы как из рога. Комиссия уже раз пять обсчитала дорогу. ОБЭП к председателю в кабинет ходил, как на работу, проверялась отчетность по каждому огороду. Все проверки показали (вот оказия): нет за председателем кооператива финансового безобразия. Все честно, прозрачно, без задоринки и сучка. Но выводы не порадовали старичка. Не тая обиды и языка не прикусив, он покинул кооператив. Рассудил, как ему показалось, умнО: «Раз вокруг меня происходит такое кино, тресни весь мир и погасни свет повсюду, а платить кооперативу я вовек не буду».

Вот только закон не какое-то дышло, которое как повернешь, туда и вышло. Перед законом все равны, от младенца до седины. И если сам не хочешь оплачивать счет, можешь не сомневаться: судебный пристав придет и поможет разобраться, сколько ты должен и кому, а сколько – в государственную казну.

Вот и с дедом такое раз в год случается, а упрямый старик не кается. Всех вокруг ругает «фашистами» и «идиотами». А себя причислил к лику истинных патриотов, которых на земле и не сыщешь, только он, а значит, для старика не писан закон. И окружающие ему сплошь обязаны и должны из уважения к годам и наличию седины.

Годы идут, не унимается неугомонный дед. Обивает пороги судов самодельный законовед. Не стесняется в выраженьях, клянет всех, упрямо надеясь только на свой успех. А то, что людей оскорбляя и напраслину возводя, дед опасно с законом играет. Не малое же дитя! Понимать должен, где грани разумного, а не то доиграться можно и до штрафа крупного или другого законного наказания, замарав свое имя на склоне существования.

А что до морали, то тут все понятно. Как бы ни было неприятно, как бы ни знали мы распоряжения, указы и законы, найдутся такие, для которых они неведОмы. Трактовать законы будут, как то самое дышло, не давая покоя ни себе ни людям, лишь бы дело в их пользу вышло. Но Закон тем и хорош, что в нем Истина и Порядок. Он суров, справедлив, одинаков для всех и краток. Живешь по Закону – тебе уважение и почет. А нет — он на любого найдет управу, невзирая на прошлые седины и былую славу.