Как не стать жертвой киберпреступников, напоминают светлогорские правоохранители

Чем больше информации о себе вы храните в цифровом виде и чем активнее пользуетесь интернетом, тем выше вероятность, что ваши данные попадут в руки к недоброжелателям. Да-да, сегодня можно все, что нельзя потрогать – то, что находится у вас на цифровых устройствах либо проходит через них, хранится онлайн в мессенджерах, облаках, электронной почте.

По сути, любая афера кибермошенников нацелена на получение денег. А узнать данные вашей карты – самый прямой путь к этому. Например, с помощью психологических слабостей человека либо его невнимательности мошенники добиваются того, что люди добровольно передают данные своей карты либо аккаунта в интернет-банке.

Классический вид фишинга – рассылка писем со ссылкой на вредоносный сайт или вирус по e-mail. Письмо может быть замаскировано под рабочее и ссылаться на зараженную страницу либо иметь прикрепленный зараженный файл для скачивания. Если вирус попадет на ваш компьютер, он сможет передать всю информацию о сохраненных логинах и паролях (лог-файлы) мошенникам. Естественно, там могут оказаться и пароли от онлайн-кошельков или интернет-банкинга.

Письмо может маскироваться под сообщение от торговых сайтов, которые просят подтвердить подлинность вашего аккаунта во избежание блокировки. Ссылка в таком письме приведет вас на полностью идентичный внешне сайт продавца, где будет форма ввода логина и пароля, которые для «подтверждения» нужно будет ввести. Однако после ввода ничего не произойдет, а данные вашего аккаунта с привязанной к нему картой утекут к злоумышленникам.

Существует телефонная разновидность фишинга, именуемая вишинг. Вам на почту либо по СМС приходит сообщение с просьбой позвонить по указанному номеру «в банк» для уточнения неких данных либо решения возникших проблем. Или мошенники могут позвонить вам лично, замаскировав свой номер под номер банка. В конечном счете они станут выманивать у вас данные карты, которые ни при каких условиях нельзя называть по телефону никому вообще. Если возникает такая ситуация или вы чувствуете давление на себя, говорите, что вы подойдете в банк лично для решения вопроса, и кладите трубку. Это поможет обезопасить себя и свои деньги.

Как защитить себя?

Многие правила цифровой безопасности читаются уже между строк в самих способах работы кибермошенников. Однако не все из них могут быть очевидны, поэтому опишем по порядку.

  • Внимательно следите за страницами в интернете, которые посещаете, не переходите по подозрительным url-адресам и вчитывайтесь в присланные ссылки – они могут отличаться на одну букву от оригинального сайта и вести на страницу мошенников.
  • Обращайте внимание на то, от кого вам пришло сообщение по почте. Отправитель-мошенник может маскироваться под официальную компанию.
  • Не действуйте импульсивно, если получили по почте пугающее сообщение о возможной блокировке карты/аккаунтов. Заставить вас делать ошибки в состоянии шока – одна из главных задач фишингового мошенника. Разберитесь в ситуации спокойно и внимательно.
  • Не скачивайте пиратские или непроверенные программы.
  • Установите хороший антивирус, настройте защиту в реальном времени, а также проверяйте при помощи него все подозрительные файлы и папки перед открытием.
  • Используйте сложные пароли и не копируйте их для разных ресурсов.
  • Не используйте непроверенный общедоступный wi-fi. Злоумышленники могут легко получить доступ к вашему устройству через такую сеть. К тому же, сама сеть может оказаться клоном wi-fi заведения (например, торгового центра), созданным и полностью подконтрольным мошенникам.

В Светлогорском РОВД поясняют: кибермошенничество – одна из самых ярких проблем нашего времени. Но равно так же, как мошенники постоянно обучаются новым технологиям, чтобы красть ваши деньги и данные, вы можете обучаться в ответ, чтобы защитить свое цифровое имущество. Чтобы обеспечить свою безопасность, нужно всегда быть начеку.