3 декабря – международный день инвалидов

В июне 1997 года в Светлогорске был открыт Центр коррекционно-развивающего обучения, первым директором которого стал В.Н. Хлистунов. Более 10 лет Центр является одним из важнейших в городе учреждений по работе с детьми с особенностями в развитии. Сегодня здесь занимается 79 человек разного возраста. Здесь нет праздника «День инвалида». Да и какой это праздник? 3 декабря в центре – День спорта… а значит, День жизни! Накануне я встретился и побеседовал с нынешним директором Центра коррекционно-развивающего обучения Татьяной Дикун.
– Татьяна Адамовна, какие цели ставит перед собой центр?
– Это, прежде всего, помощь детям с особенностями развития. Первая и главная задача – выявить таких детей и постараться помочь им и их родителям. Мы оказываем образовательную и коррекционно-педагогическую помощь детям с особыми потребностями. Кроме этого мы консультируем родителей по различным вопросам. Каждый родитель может обследовать у нас своего ребёнка на предмет умственного, речевого развития и других проблем, и, конечно, получить рекомендации.
– Ваше учреждение единственное такого плана?
– Единственное. Мы работаем с детьми, у которых тяжёлые и множественные проблемы. Но в месте с тем в городе и районе создана сеть учреждений. Есть специальный детский сад №17 для детей с тяжёлыми нарушениями речи, есть две группы для детей с нарушениями зрения в детском саду №23, две группы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в 12 и Сосновоборском детских садах и классы интегрированного обучения и воспитания в некоторых общеобразовательных школах.
–  Расскажите о структуре вашего центра?
– Наш центр многофункционален. Мы проводим диагностическую работу, выявляем нарушения и прописываем дальнейший образовательный маршрут. Есть два класса и дошкольная группа по коррекционной работе. Кроме того, для некоторых детей проходят специальные коррекционные занятия.
– Слышал, вы оказываете помощь совсем маленьким детям.
– Да, это так. Мы проводим большую комплексную работу по оказанию помощи детям раннего возраста, т.е. детям до 3-лет. На базе центра работает клуб для родителей «Родничок». Руководит им педагог-психолог Инна Фёдоровна Шевченко.
– Какая у ребят жизнь творческая?
– Наши дети принимают участие в творческих конкурсах («Вясёлкавы карагод»). Недавно прошла выставка «Осеняя фантазия». Под эгидой «Красного креста» в Болгарии на международном конкурсе наши ребята представили рисунки, которые были отмечены жюри. У нас нет праздника «День инвалидов», мы проводим спортивный праздник и называем его «Днём центра». Обязательно Новый Год, 8-е Марта, Рождество и Пасха. Учебный год у нас заканчивается 1 июня – непосредственно в День защиты детей. В этот день проводим конкурсы, спортивные состязания. Эти праздники стали для нас традицией.
– Татьяна Адамовна, если в семье родился неполноценный ребёнок, что делать?
– Однозначного ответа не может быть. В каждой конкретной ситуации необходима деликатная работа с родителями. Эта работа длительная, к ней нужно привлекать всех специалистов центра, начиная от психолога, заканчивая более узкими специальностями (дефектолог, врач). Чем раньше родители обратятся к нам за помощью, тем эффект от неё будет больше.
– Такая работа требует огромных психологических и эмоциональных затрат. Как вы и коллектив в целом справляетесь?
– Да, работа у нас непростая. Но могу сказать, что у нас нет случайных людей. Педагоги должны иметь не только профессиональные, но и человеческие качества. Это люди, которые кроме высокой квалификации по вопросам специальной педагогики и психологии, умеют сочувствовать и сострадать. И в то же время, трезво оценивать ситуацию и уметь видеть проблему и пути её решения.
– Поговорим о проблемах центра…
– Мы находимся в старом здании. Оно не адаптировано для детей-инвалидов. Ведётся работа над строительством пандуса, поручней, но из-за недостаточного финансирования всё это проходит очень медленно. Коридоры не приспособлены для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для того, чтобы такой ребёнок себя нормально чувствовал, должны быть поручни. Туалеты оборудованы плохо. Здание нам досталось типовое, без ремонта, поэтому большинство проблем существуют по сей день. Хотелось бы, чтобы кабинеты были лучше оснащены, особенно классы по самообслуживанию. Будем надеяться, что эти проблемы с течением времени будут решаться.
– К вам может обратиться за помощью любой?
Конечно. Для этого нужно позвонить по телефону 7-20-94. Не бойтесь рассказать о своей проблеме. В этом вам может помочь консультация с психологом. Если вы хотите обследовать речь и уровень развития ребёнка, у нас есть комиссионные дни (понедельник, среда), в которые работает психолого-медико-педагогическая комиссия. Специалисты обследуют и дадут рекомендации. Каждый человек в современном обществе заслуживает уважения и внимания, несмотря на особые потребности. Когда мы это поймём, быть может, тогда страна станет здоровей, а люди в ней добрей!
Андрей Войтович.

  • В нашей стране по статистике – около 30 тысяч детей-инвалидов, около 5 тысяч из них — с нарушениями опорно-двигательного аппарата, 80% воспитывается в семьях.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: