Close

БеРЕЧЬ наших детей. Дефектолог — о нарушениях речи у светлогорских дошкольников и о том, как их избежать

=Люди= 10 июля 2018

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.

Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, сверстников (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно «знать в лицо», поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги. Об этом беседуем с учителем-дефектологом Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР) Татьяной Дикун.

Изображение носит иллюстративный характер. Фото: bakalavr-magistr.ru

— Родители чаще всего обращают внимание на то, правильно ли ребенок выговаривает звуки. Так ли это?

— Да, действительно, дефекты произношения — то, что в первую очередь беспокоит родителей. И если ребенок правильно произносит звуки, то родители, как правило, не беспокоятся о развитии других сторон речи. Однако уже в дошкольном возрасте необходимо обращать внимание и на объем словаря, и на грамматическое оформление речи, и на возможность связно излагать свои мысли, а еще и на темп, ритм, интонацию, правильное распределение дыхания. Особое место в формировании речи занимает развитие фонематического слуха — специального умения правильно воспринимать и распознавать звуки родного языка. Его нарушение приводит к неправильному звукопроизношению, а в школе ребенок при чтении и письме делает большое количество ошибок и, даже зная правила языка, не может применить их на практике.

— Обязательное обследование в условиях психолого-медико-педагогической комиссии Центра проходят все дети с особенностями психофизического развития Светлогорского района. Каково общее количество детей с нарушениями речи?

Практически половина детей дошкольного и школьного возраста имеют проблемы устной и письменной речи. Поэтому ранняя диагностика нарушений речи очень важна. Чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем эффективнее и легче будет проходить коррекция.

— На что нужно обратить внимание родителям, чтобы помощь ребенку была оказана своевременно?

Назову только некоторые моменты, которые должны встревожить родителей:

  • у ребенка не развивается фразовая речь, в его словаре имеются только небольшой набор лепетных или искаженных слов;
  • малыш не использует речь, как средство общения с окружающими, может говорить некоторые слова, но произносит их несоответственно к предмету, объекту или ситуации;
  • вас настораживает тембр голоса ребенка (писклявый, грубый или гнусавый);
  • малыш заикается;
  • вы замечаете нехарактерное произношение ряда звуков (например, во время разговора кончик языка высовывается между зубами, раздуваются щеки, отчего речь приобретает шепелявый или «хлюпающий» характер).

— Предположим, родители обнаружили эти признаки у своего малыша. Каков дальнейший алгоритм их действий?

Все дети, имеющие любые нарушения, с согласия законных представителей могут пройти обследование в условиях психолого-медико-педагогической комиссии ЦКРОиР. Кстати, рекомендовать данное обследование могут и педагоги учреждения образования, которое посещает ребенок, и медицинские работники.

— Какая помощь может быть предложена по результатам обследования?

— Родители получат первичную консультативную помощь от специалистов Центра непосредственно при проведении обследования.
Помощь организуется в зависимости от степени тяжести и структуры нарушения речи, на основании заключения ЦКРОиР. В большинстве случаев — это коррекционно-педагогическая помощь в пунктах коррекционно-педагогической помощи (ПКПП), которые имеются в каждом учреждении дошкольного и общего среднего образования. В ПКПП с детьми работают учителя-дефектологи, которые осуществляют специальную коррекционно-педагогическую работу по исправлению или ослаблению речевого нарушения. В случае, если ребенок имеет тяжелое нарушение речи, рекомендуется образовательный маршрут по программе специального образования для детей с тяжелыми нарушениями речи в классах (дошкольных группах) интегрированного обучения и воспитания, в ГУО «Специальный ясли-сад №17 г.Светлогорска».

— Есть ли профилактические меры, которые помогут избежать проблем в развитии речи детей или, по крайней мере, смягчить их?

— Советы просты, но игнорировать их не стоит:

  • С момента рождения ребенка необходимо, чтобы его окружало здоровое речевое общение. Разговаривайте с ребенком, не «сюсюкая», — вы ведь даете ему образец речи.
  • Бывает, что маленькие дети плохо едят, отказываются от пищи, которую надо тщательно пережевывать (морковь, орехи, яблоки и т.п.), а родители, облегчая себе задачу, трут на терке и измельчают все, что можно. Такой «плохой аппетит» вызван слабостью мышц речевого аппарата, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на формировании звукопроизношения. Поэтому ребенку необходимо самому научиться разжевывать твердую пищу.
  • Сопровождайте свои действия словами в разных видах деятельности. Разговаривайте со своим ребенком, рассказывайте обо всем, что видите вокруг, читайте ему книги, обсуждайте прочитанное, играйте с ним, учите с ним стихи, пословицы, скороговорки.
  • Внимательно слушайте ребенка, ведь так вы побуждаете его к высказываниям, к активной речи, развивается ее грамматический строй, совершенствуются речевые обороты, обогащается словарь ребенка.
  • Отвечайте на вопросы ребенка в доступной ему форме, не игнорируйте, ведите с ним диалог. Этим вы поможете сформировать познавательный интерес, который так необходим для приобретения новых знаний, обучения.
  • Развивайте мелкие движения пальцев рук (мелкую моторику). Позвольте малышу как можно больше рисовать, раскрашивать, лепить, вырезать — все это поможет речи, а в будущем — и письму.
  • Сведите к минимуму компьютерные игры и просмотр телевизора. Особенно, если ваш ребенок очень активный и подвижный. Играйте с ним в спокойные игры, учите контролировать свои желания, доделывать начатое дело до конца.
  • Если возникла необходимость в коррекционно-педагогической помощи, следует неукоснительно соблюдать и выполнять все рекомендации и требования учителя-дефектолога. Такое взаимодействие обеспечит ребенку своевременную коррекцию речи, письма.

И самое главное — любите своих детей и не жалейте времени для них!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: