Работа поисковой экспедиции военно-исторического клуба «Калинковичско-Мозырский Поиск» на месте падения легендарного самолета Пе-2, упавшего в годы Великой Отечественной войны недалеко от д.Гарбовичи Калинковичского района Гомельской области, не прошла даром. Удалось установить имена погибших здесь лётчиков. В ходе работы неожиданно появились сведения о родственниках другого экипажа Пе-2, пропавшего в том же году. Оказалось, что судьбы летчиков, погибших в тот холодный январь 1944 года, оказались неожиданным образом переплетены.

Поисковая работа, предшествующая установлению места гибели советского самолета, помогла найти место его падения.
— Для нас важна каждая железка, каждый болт. Это все поможет установить модель самолета. Но главное — это установить состав экипажа, ведь они до сих пор числятся пропавшими без вести, — говорит руководитель клуба Евгений Сергиенко.

Из его рассказа о проведенной работе стало известно, что поисковики на месте предполагаемого падения самолета каждый раз находили все новые и новые находки. Ими были небольшие фрагменты деталей самолета. Все это было разбросано на большой площади лесистой местности.
Хочется пояснить, что, когда в СМИ пишется или кто-то рассказывает, что где-то найден самолёт, читатели и слушатели воспринимают эту информацию по-своему. Обывателю представляется то, что в земле находят целый самолёт с небольшими повреждениями. Но это не так. Обычно самолет находят целым только тогда, когда он совершил вынужденную посадку в результате небольших повреждений или в том случае, если самолёт упал в реку, озеро, болото — и то это случалось только тогда, когда пилот был жив и пытался посадить самолет. Такое в реальных условиях случается крайне редко. Важно понять, что в условиях боя самолёт получает повреждения. Он мог, падая, гореть или взорваться в небе, или при падении на землю мог разрушаться о верхушки деревьев, или, уже упав, просто сгореть. Вариантов много. Результат один — на месте гибели самолета обычно остаются только его фрагменты.

Так и в этом случае, спустя 76 лет с момента трагедии, членам поискового отряда достались в основном мелкие металлические части и детали. Самые крупные из них, по которым, кстати, и было определено, что это место падения именно пикирующего бомбардировщика Пе-2, — это бронезаголовник, бронеплита от кабины пилотов, распредвал двигателя и часть от сидения пилота. К сожалению, среди искореженного металла детали от двигателей с выбитым заводским номером обнаружено не было. К счастью, на одной из находок после очистки обнаружено обозначение «ПБЛ-1». Это часть от прибора для прицельного горизонтального бомбометания, который использовался на данной модели военного самолета. Еще подтверждением того, что это именно Пе-2, было найденное подвесное устройство для бомб и другие детали. Это все указывало на модель самолета, но что же случилось с экипажем? Ведь на месте его гибели останков советских летчиков обнаружено не было. Неужели они остались живы и при падении самолета выпрыгнули с парашютами?
Впоследствии трагическая судьба летчиков немного прояснилась. Члены клуба в очередной раз наведались в д.Турцевичи Калинковичского района, где проживает свидетель тех давних событий — Александр Сергеевич Марченко. Он рассказал, что помнит, как горящий советский самолёт упал рядом с деревней в ночь с 12 на 13 января 1944 года. На следующее утро в эту деревню пришли советские разведчики. Вместе с местными жителями ими были похоронены на сельском кладбище тела двух найденных на месте падения самолета лётчиков. Тело третьего члена экипажа найдено не было. К несчастью, по прошествии времени следы этой могилы оказались утерянными.
Поисковики на этом не остановились. Работа с архивами показала, что среди погибших может быть экипаж пикирующего бомбардировщика Пе-2 34-го бомбардировочного авиационного полка. В его составе — младшие лейтенанты: командир экипажа Иван Иванович Саенко, штурман Михаил Кириллович Верченко и еще один штурман Александр Васильевич Охрименко. По ранее найденным документам экипаж числится не вернувшимся с боевого задания.



Это произошло 13 января 1944 года. Летчики числились пропавшими без вести. Все это совпало с показанием очевидца трагедии. Но возникает ряд вопросов. Почему состав экипажа состоял только из одних офицеров и где стрелок-радист? Возможно, из-за важности задания его выполнение было поручено проверенным людям, а может, экипаж самолета все же состоял из четырех человек и еще один советский воин еще числится без вести пропавшим? Эту загадку постараются разгадать ребята из поискового отряда. Но все же результат налицо — теперь место гибели самолета и имена погибших известны. Что дальше?

А дальше — рутинная работа. Ребята передали в газету «Калінкавічскія навіны» заметку о поиске советских летчиков. Опять расспросили свидетелей и снова получили подтверждение, что это он, тот самый самолет и экипаж. В ходе поисковых работ появилась версия, что останки летчиков могли быть перезахоронены в братском захоронении в д.Горбовичи Калинковичского района. Далее предстояла архивная работа, попытки поиска родственников.
Информацию о том, что военно-историческим клубом «Калинковичско-Мозырский Поиск» ведутся поисковые работы на месте падения бомбардировщика Пе-2, разместили в социальных сетях, в различных поисковых группах. Работа проводилась грандиозная. В ней задействовали всех энтузиастов-поисковиков. Благодаря этому нашлись родственники командира экипажа Ивана Саенко и штурмана Михаила Верченко. Судьба штурмана Александра Охрименко осталась не известной до сих пор.

Такие поисковые объявления в социальных сетях для поисковиков — это необходимость. Это не реклама товаров и услуг, не сопутствующий заработок — это работа по восстановлению имен и судеб советских героев. Благодаря им найдены родственники не сотен, а десятков тысяч советских солдат, погибших при защите свей родины во время Великой Отечественной войны.
Как пример, на объявление о поиске родственников этих героев неожиданно отозвались родные и близкие одного из летчиков другого экипажа Их самолет был сбит где-то на территории Калинковичского или Светлогорского районов почти в одно и то же время с экипажем, о котором мы писали выше. Почему такая неточность в определении места крушения самолета? Он просто еще не найден. На связь с членами клуба вышел житель Чувашии Денис Доронькин. Он написал ребятам: «Мой дед, лейтенант Михаил Алексеевич Бармотин, также воевал на Пе-2 и погиб под Калинковичами, хотим узнать, где находится его захоронение?»
Казалось, что еще одна семья нашла своего погибшего советского героя, но тут вдруг возникла еще одна загадка. Ребята-поисковики действительно в архивных документах нашли сведения, что лейтенант М.АБармотин, летчик 3-го бомбардировочного авиационного корпуса 128-го бомбардировочного авиационного полка, 16 января 1944 года пропал без вести вблизи г. Калинковичи.

Достоверно известно, что в это время бои проходили в 40-50 км севернее и западнее этого районного центра. При изучении архивных документов 128-го бомбардировочного авиационного полка был найден отчёт ведущего группы Героя Советского Союза майора Якова Ивановича Андрюшина.



В нем описан ход выполнения боевого задания в районе д.Меховщина Светлогорского района. В то время группа самолетов Пе-2 под его командованием проводила бомбежку вражеских укреплений. В донесении указано: «Был сбит самолет Пе-2 с экипажем: стажёр л-т Михаил Александрович Бармотин, мл. л-т Александр Антонович Кучеренко и стрелок-радист сержант Юрий Дмитриевич. Дровников. Самолёт № 249 разорвался на части в районе Меховщина».
Это подтвердило факт гибели экипажа пикирующего бомбардировщика, но не место их захоронения. Далее энтузиастами были сверены списки на ближайших к д.Меховщина захоронениях советских воинов на предмет соответствия фамилий летчиков.
Результат не заставил себя ждать. Оказалось, что в аг.Полесье Светлогорского района на плитах братского захоронения среди более 1400 фамилий значатся 6 неизвестных, а в его паспорте указано, из каких мест они перезахоронены. На счастье, д.Меховщина значились в этом списке. Члены клуба «Калинковичско-Мозырский Поиск» отправили все имеющиеся сведения внуку погибшего летчика.
От него пришёл ответ: «Мой дед Бармотин Михаил Алексеевич родился 05.11.1917 в селе Сутяжное, Алатырского уезда, Чувашской АССР. Родители занимались земледелием. Его отец умер в 1935 году. В семье было 8 детей. Михаил был старшим. После окончания школы уехал в Москву, Учился в техникуме М. О. С. С 1937 года — курсант 14-ой Военной школы пилотов в г.Энгельс. С 1940 он уже лейтенант. Работал инструктором в 14-ой Военной школе пилотов. Помогал своей матери деньгами, сохранились талоны о денежных переводах. Был женат, у него был сын, но после его гибели связь с его семьей прекратилась. Моя бабушка долгое время отправляла запросы в различные архивы (сохранились извещения), только в 1989 году узнали дату его гибели. В прошлом году благодаря сайту «Память народа» узнали и район, где он погиб. И вот благодаря вам узнали намного больше о судьбе Михаила Алексеевича, сейчас на эмоциях все родственники, за что Вам и вашей команде Сердечное спасибо от всей нашей семьи».


Родственники летчика Михаила Алексеевича Бармотина благодаря помощи поисковиков-энтузиастов послали в Светлогорский исполнительный комитет письмо с просьбой увековечить на плитах братского захоронения имена погибшего экипажа Пе-2 в д.Полесье. Теперь еще трое героев Великой Отечественной войны нашли свое последнее пристанище под небом мирной Беларуси.


С той поры, как закончилась война, прошло уже более 70 лет, но мы до сих пор ведем поиски без вести пропавших солдат Второй мировой. Это наше прошлое — наша память, это историческая память, которую мы оставим в наследство нашим потомкам. Не так часто удается восстановить состав экипажа, не вернувшегося с боевого задания, но даже одно или два имени — это уже наша маленькая победа. Мы делаем все, что в наших силах, чтобы имена героев, сражавшихся за нашу родину, не были забыты.
По материалам, предоставленным руководителем военно-исторического клуба «Калинковичско-Мозырский Поиск» Евгением Сергиенко