«Услышать и помочь»: беседуем с председателем Светлогорской организации профсоюза работников образования

На протяжении последних десяти лет Лариса Пинчук возглавляет Светлогорскую районную организацию Белорусского профессионального союза работников образования и науки. Именно она отстаивает трудовые интересы и профессиональные права работников.

Начиная свой трудовой путь, Лариса Львовна и думать не могла, что когда-нибудь ее «продвинут по профсоюзной линии». Хотя всюду, где довелось работать (в небольшой сельской школе, в городской школе и в гимназии, в отделах образования) всегда понимала, что профсоюз — это то, что объединяет людей, это справедливо, надежно и интересно.

В этом году исполнилось 40 лет с начала трудовой деятельности Ларисы Львовны. И пришло время узнать ответы на вопросы, которые волнуют всех и помогут стать эталоном успешности и профессионализма.

Фото: Галина Березина, «СН»

— Лариса Львовна, расскажите, как вы пришли в профессию?

— Все началось в августе 1979 года, когда молодым специалистом я была направлена учителем русского и белорусского языка и литературы в Малодушскую среднюю школу Речицкого района. Район выбирала сама, так как в Гомельском государственном университете на нашем факультете при распределении была первой. Хотелось работать непременно в своем родном районе. Эта школа до сих пор в памяти: педагоги, ученики, домик, где жили молодые специалисты, забота и внимание администрации. Первые самостоятельные уроки. Баночка земляники, которую у нашей двери оставил кто-то из учеников. Поездка с классом в Одессу в качестве поощрения от совхоза за участие в уборке сена… Помнится все до мелочей и только самое хорошее. А плохого-то и не было.

Надо сказать, что вообще в моей жизни, где бы я ни была, встречались и были рядом только добрые порядочные люди. Вот такое везение!

— Кто повлиял на вас выбор профессии?

— Как я пришла в профессию? Очень осмысленно. Учитель был рядом со мной всегда. В буквальном смысле. Это моя мама-мамочка. Она же моя первая учительница — Татьяна Демьяновна в Борщевской СШ, добрая, умная, молодая, красивая, в нежном крепдешиновом платье, с букетами сирени в руках — такая она в моих детских воспоминаниях. Я просто не могла не любить школу. Но цель стать учителем поставила перед собой чуть позже — после переезда в Гомель. И непременно учителем белорусского языка и литературы. Дело в том, что начало 70-х годов было не лучшим в развитии родного языка, отношение к которому у меня ассоциировалось с отношением к дорогим людям, к школе. Я очень переживала, когда в городской школе разрешали лучшие белорусские произведения читать и пересказывать на русском языке. А когда после 8 класса я побывала на экскурсии в Киеве и всюду видела надписи на украинском языке, слышала красивую речь, сомнений не оставалось: я стану учителем родного языка и литературы, все мои ученики будут влюблены в этот предмет и тоже станут учителями. Многое из задуманного исполнилось.

Я с удовольствием преподавала белорусский язык и литературу в школе и гимназии Добруша. Старательно готовилась к урокам, ведь так важно было вызвать интерес к предмету, а потом уже научить всем тонкостям орфографии и пунктуации. Многое удавалось: стала учителем высшей категории, перепрыгнув на нее сразу со второй. Очень любила детей, а они отвечали взаимностью. Бывали, конечно, уроки, после которых оставалась горечь, ведь хулиганы и неподдающиеся были во все времена. А потом пришел опыт, и справляться с классом было всегда легко.

— У каждого учителя остаются всегда в памяти несколько учеников, которые чем-то запомнились. Есть ли у вас такие?

— Да, очень многих помню. Например, из 7-го гвардейского, в котором было 42 человека — по фотографии узнаю всех. Но самым памятным был класс, в котором я работала с 4-го и до выпуска. С ними мы пережили 1986 год, последствия аварии на ЧАЭС. Всем составом были 90 дней в «эвакуации» в далеком Татарстане, возле Казани. Там я старалась быть для них и мамой, и воспитателем, и другом. Следующий год провели в Пензе. Мы и сейчас об этом вспоминаем, общаясь в ОК.

Мои ученики стали врачами и строителями, инженерами, технологами, офицерами Вооруженных Сил и милиции, есть художница и научный сотрудник музея им.М.Богдановича, есть рабочие — мастера своего дела. Восемь выпускниц работают в системе образования учителями-языковедами, воспитателями, педагогами дополнительного образования. Учителем белорусского языка и литературы стала моя дочь. Словом, есть кому передавать опыт и отношение к учительской работе.

— Ваш длинный педагогический путь связан с образованием, и теперь вы в этой же сфере поддерживаете интересы педагогов. Сейчас, оглядываясь назад, из всех перечисленных должностей какая ваша по душе и призванию?

— В разных местах, на разных участках и должностях я продолжала работать в системе образования. Отдельным периодом стал переезд в г.Наровлю в 1992 году по месту службы мужа. Я навсегда влюбилась в Наровлянщину, самобытный удивительный край, в ее сильных и добрых людей, в традиции и обычаи. Часть моей души осталась там, на берегу Припяти.

Можно многое вспомнить, говоря о трудностях работы в системе образования в чернобыльском районе, откуда уехали лучшие специалисты. Была острая кадровая проблема, когда постоянно надо было думать в первую очередь о здоровье детей, учить руководителей и педагогов. Хотелось быть полезной тем людям, которые остались жить и работать на этой земле, растили детей, строили планы на будущее. И незачем было далеко ходить, чтобы учиться ответственности за судьбу своей малой родины, когда рядом работали заведующие отделом образования Василий Федорович Кузьменков, Владимир Николаевич Рафальский, заведующий РУМК Лидия Андреевна Ковальчук, директора школ Леонид Ильич Казак, Раиса Антоновна Милун и многие другие настоящие патриоты своего края.

Около 16 лет я отработала заместителем заведующего (позже — заместителем начальника) отдела образования Наровлянского и Светлогорского райисполкомов. Я овладевала управленческой культурой, с огромным удовольствием работала с корпусом руководителей и их заместителей, замечательных людей, профессионалов.

Вот такие составляющие моего трудового стажа. Скоро исполнится 20 лет моей жизни и работы в Светлогорске. Даже не верится, а время бежит все быстрее и быстрее. Я искренне рада тому, что моя судьба навсегда связана с образованием. Наверное, так было нужно: узнать и прочувствовать его с разных сторон. Но, оглядываясь назад, думаю о том, что лучшее из того, чем я занималась, была работа в школе. По душе и по призванию. Творческая, увлекательная, очень нужная, с непосредственным общением с детьми и коллегами, приносящая удовлетворение от процесса обучения и его результатов. Даже воспоминания о ней согревают до сих пор, и самым любимым праздником остается 1 сентября. В следующей жизни я буду только учителем.

Фото предоставлено С.Петровой

— Как проходит сегодня ваш рабочий день?

— Возвращаясь к сегодняшнему дню и моей работе, скажу, что в нее я стараюсь привнести то, что помогало мне всегда – учительское начало. Желание объяснить и научить, добиться усвоения пройденного (в работе с профсоюзным активом, работающим на общественных началах), провести работу над ошибками, если они допущены, например, в трудовых отношениях (с руководителями). Коллективные творческие дела (смотры, фестивали, конкурсы), организация совместного досуга, объединяющего коллективы и др. Люблю встречаться с людьми. Радуюсь, если могу помочь.

Фото предоставлено С.Петровой

— Рабочие встречи, беседы с педагогическими работниками, совещания и планерки, семинары и многое другое, что связано с насыщенным рабочим днем. А что лучше всего снимает напряжение трудовых будней? Как вы отдыхаете?

— Дом, семья, дети, внуки – моя радость. Домой всегда спешу, но назвать это отдыхом не могу. Как и у многих, здесь тоже и работа, и решение проблем, и тревоги, и ответственность за больших и маленьких. Банально, но так. Отдыхаю, когда у всех все хорошо. Слушаю хорошую музыку, читаю и перечитываю любимые стихи, смотрю хорошее кино. Люблю природу, лес, речку, костер. Катастрофически не хватает домика в деревне. Пока это мечта.

— Каков ваш главный девиз в жизни?

— Сегодня мой девиз — жить и работать так, чтобы людям рядом с тобой было легко. Легко — значит понятно, осмысленно, спокойно, уверенно, не боясь ошибиться. Тогда есть желание творить, стремиться к достижениям и добиваться результатов.

Светлана Петрова

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: