Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров в учреждениях образования

Порядок приема наличных денежных средств при реализации товаров, использования кассового оборудования при организации и осуществлении общественного питания в учреждениях образования.

Использование кассового оборудования

При реализации товаров за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, установленном законодательством (подпункт 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Данный порядок определен Положением о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, денежных средств в случае осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16.

Положением определено, что прием денежных средств за реализованные субъектами хозяйствования товары (работы, услуги) осуществляется с использованием кассового оборудования и платежных терминалов.

С учетом внесенных изменений в Постановление № 924/16 постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.12.2017 № 1040/17 с 07.07.2018 года для организаторов общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах — училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях, введена обязанность по использованию кассового оборудования при приеме наличных денежных средств.

К кассовому оборудованию относятся кассовый суммирующий аппарат, в том числе совмещенный с таксометром, специальная компьютерная система и билетопечатающая машина, а с 7 июля 2018г. и программные кассы.

Программная касса — это специализированное программное обеспечение, предназначенное для выполнения кассовых операций при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Особенности использования программных касс определены в главе 3 Положения № 924/16. В настоящее время единственным зарегистрированным оператором программных касс в Республике Беларусь является ООО «АЙЭМЛЭБ», информация о котором размещена на официальном сайте РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам«.

Также активно внедряются иные новые технологии оплаты товаров и услуг с помощью банковских платежных карточек и QR-кода продавца.

Введение в республике программных касс и в перспективе иных альтернативных решений направлено на то, чтобы дать субъектам хозяйствования возможность самостоятельно выбирать способ приема оплаты при продаже товаров (работ, услуг) в розничной торговле и общественном питании с учетом своих финансовых возможностей и объемов оборота при условии подключения к системе контроля кассового оборудования.

Платежные терминалы

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны установить и использовать платежные терминалы в объектах общественного питания, расположенных в капитальных строениях (зданиях и сооружениях).

Вместе с тем исключение составляют объекты общественного питания, расположенные в учреждениях общего среднего образования, профессионально-технического образования, специальных общеобразовательных школах (специальных общеобразовательных школах-интернатах), средних школах — училищах олимпийского резерва, специализированных учебно-спортивных учреждениях в которых установка платежных терминалов не обязательна (подпункт 2.8.1 пункта 2 постановления № 924/16, пункт 2 приложения 1 к постановлению № 924/16).

Следовательно, обязанности по установке платежных терминалов в указанных объектах отсутствуют, но в добровольном порядке могут быть установлены.

Средство контроля налоговых органов

В настоящее время юридические лица обязаны принимать наличные денежные средства с применением кассового оборудования с установленным средством контроля налоговых органов (СКНО).

С учетом внесенных изменений в постановление № 924/16 постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29 ноября 2019 г. № 819/16 с 05.12.2019 увеличились сроки, в течение которых индивидуальные предприниматели могут использовать кассовые суммирующие аппараты без установки СКНО.

Так, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в городах областного подчинения, могут до 1 октября 2020г.  использовать КСА без СКНО,  в городах районного подчинения — до 1 ноября 2020г., на всей территории республики — до 1 декабря 2020г.

Указанные отсрочки сроков предоставляются только при условии заключения договора с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» на установку, обслуживание, снятие  СКНО, требования по срокам заключения таких договоров не изменились.

Меры ответственности

Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена ответственность за неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также за использование кассового оборудования без СКНО.

Неприменение кассового оборудования в установленных законодательством случаях при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет влечет применение административной ответственности по части 1 статьи 12.18 КоАП не только к работникам субъектов хозяйствования в виде штрафа в размере от 2 до 30 базовых величин, но также к юридическим лицам — в виде штрафа в размере до 100 базовых величин, к индивидуальным предпринимателям — в виде штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин. Нарушение порядка использования кассового оборудования, при продаже товаров (работ, услуг), а равно отсутствие такого оборудования  в соответствии с частью 1 статьи 12.20 КоАП влечет применение мер административной ответственности в виде штрафа к работникам субъектов хозяйствования в размере до 50 базовых величин, на юридическое лицо — до 200 базовых величин, а на индивидуального предпринимателя — до 100 базовых величин.

nalog.gov.by/ru/

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: