Будет ли в Проще церковь?
Этот вопрос все чаще задают настоятелю Боровиковского храма в честь Святой великомученицы Варвары архимандриту Алексию. Он, кстати говоря, причастен к возведению едва ли не всех церквей Светлогорского района и некоторых за его пределами. Впрочем, задают не только ему. Мне же не раз казалось, что такой вопрос будто растворен в самом воздухе этого необычного затаенного пространства. Что-то осталось в нем сосредоточенно неизменным, ожидающим. Даже десятилетия молитвенного отчуждения не позволили ему зарасти рядом стоящим лесом, кустарником. Может, и правда, место, где стоял храм, остается занятым им даже после его снесения? Да, здесь когда-то, еще в 30-е годы прошлого столетия, была церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Именно так она именуется и в сохранившихся документах. Помнится, при открытии в Проще детского туристического лагеря благочинный Светлогорского округа, настоятель храма Преображения Господня протоиерей Александр Кисель сказал, будто подтверждая мои ощущения: «Когда храм освящается, Господь приставляет к нему ангела-хранителя. Даже в том случае, если по каким-то причинам здание церкви разрушено, он остается там. Так что и здесь сейчас по правую сторону того места, где был алтарь, находится ангел и несет свое послушание…»
Слова эти взволновали всех, а впечатлительные детские души — особенно. Впрочем, верность этому, обросшему мифами и сказаниями месту, издавна проявляют и люди. Притом не только жители ближайшего агрогородка Хутор, но и более отдаленных селений. Появилось немало поклонных крестов, на которых ритуально повязаны разноцветные ленты, косынки, рушники… Прихожане несуществующего храма приходят и приезжают сюда не только помолиться, но и попросить прощения за вольную или невольную провинность. Ведь «проща» в переводе с древнерусского языка — это прощение грехов, чудесное исцеление. И действительно, сохранилось немало свидетельств тому, что так и было. Много интересного довелось и мне услышать от бывшей учительницы химии и биологии, а затем библиотекаря Хуторской средней школы Валентины Якимовны Филипчик. При этом она убедительно ссылалась на воспоминания своего отца 1914-го года рождения. Эстафета народной памяти помогла легко представить, что сюда приезжали прихожане даже из Киева, Мозыря, Пинска… Службы проходили содержательно и красиво. А на Спас здесь расстилали самотканые полотна, выставляли на них для освящения кадки с медом, фрукты, овощи… Но храм разобрали на бревна, которые завезли в Осташковичи и в Осов для строительства амбаров. Вот тогда-то прихожане и стали ставить дубовые массивные кресты, превращая Прощу в своеобразное церковное кладбище…
Но это — реалии. А легенды? По одной из них можно узнать, что когда-то здесь был огромный валун, на котором явственно отпечаталось углубление в виде человеческой стопы. Из нее струилась родниковая целебная вода. Местные жители верили, что это след ноги самого Иисуса. И вода действительно была целебной. Но для того, чтобы развеять эту уверенность, воинственные атеисты камень раскололи, пытаясь увидеть, откуда струится вода, а потом и вовсе утопили его в болоте. По другой версии камень хотели затащить в болото с помощью трактора. Валун утонул в нем, но и трактор за собой затащил в него навсегда. Исчез и родничок…
Однако животворный родник веры и памяти неиссякаем. Именно в Проще довелось мне встретиться с известным скульптором Константином Селихановым, искусствоведом, главным редактором журнала «Капитель» Ириной Бембель из Санкт- Петербурга, старшим преподавателем кафедры коммуникативного дизайна Белорусского государственного университета Ольгой Гопиенко, заведующей отделом Президентской библиотеки Юлией Сермяжко, художником Сергеем Писаренко и его женой — педагогом Республиканского колледжа имени Ахремчика Аллой Страута.
Все они считают, что в Проще необходимо восстановить церковь и вернуть ее тем, кто на протяжении десятилетий сохраняет верность святому и убеждающему нас в святости уникально-историческому месту. Да, в Светлогорском районе построено и возобновлено немало церквей. Но почти все они возникли там, где их раньше не было. А пространство, которое занимала в Паричах церковь Святой Магдалины, и то, которое в Проще надлежало церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы, остались и по сей день ожидающе свободными.

Что помогает и что мешает достижению этой цели в Проще? Такой вопрос я задал архимандриту Алексию. И узнал, что есть уже благословление архиепископа Гомельского и Жлобинского Стефана. Готовятся необходимые документы для просьбы об отводе земли под строительство. Отозвались согласные финансово поддержать эту идею. Есть и живописный архитектурный проект будущей церкви в двух вариантах. Кроме того, планируется обустроить крытую площадку летнего лагеря для детей, найти и привести в порядок целебный источник, создать купель… Но все это пока — в добрых намерениях.
