Close

Выпускник молодежной редакции «СН» «New FISHки» — о том, как основал стартап и как оказался в Нью-Йорке

=Люди= 30 января 2018

Яков Бута начал заниматься бизнесом в старших классах школы. В 17 лет он оформил ИП и открыл магазин компьютерной техники. Но интересы начинающего предпринимателя быстро менялись: на первом курсе он устроился в службу новостей Белтелерадиокомпании. Три года Бута совмещал бизнес с работой на телевидении и в итоге решил сосредоточиться на журналистике. В 2013 году Яков основал коммуникационное агентство Like Media, которое производило видеоконтент для телеканалов. В своем интервью Яков Бута поделился с «СН», как ему удалось построить бизнес, рассказал, как команда белоруса завоевала доверие у десятков телекомпаний по всему миру, и вспомнил о днях, проведенных в нашей редакции.

― Яков, расскажи, как родилась идея создать StringersHub (площадку, через которую крупные телеканалы могут заказывать производство видеосюжетов у стрингеров по всему миру)? Легко ли тебе дались первые шаги на пути его создания? Какие трудности встречались на пути?

— Проект родился не из идеи, а из другой деятельности. После шести лет работы журналистом и ведущим на телеканале «Беларусь-1» я открыл коммуникационное агентство Like media. Одним из направлений работы было видеопроизводство.

И около двух лет назад к нам начали обращаться телеканалы из России с просьбами снять какие-то материалы в Беларуси. Мы снимали, им все нравилось, потом, постепенно, мы начали помогать им со съемками за рубежом — и завертелось. Начали развивать как отдельный бизнес-проект.

С первого месяца работы StringersHub — в плюсе, спрос растет, рынок глобальный, но сложно работать со стрингерами — это такие универсальные солдаты в журналистике, репортеры, которые могут и видео сами снять, и интервью взять. Особенно востребованы они в горячих точках. Это все-таки фрилансеры (свободные работники), которые не имеют больших обязательств и не всегда ответственны. Зачастую нашим продюсерам приходится сложно с ними.

Трудно находить клиентов в дальнем зарубежье. Например, в США. На постсоветском пространстве гораздо проще.

— Насколько я знаю, толчком к созданию проекта послужил теракт в Тунисе…

— Это уже был толчок к созданию платформы, которую мы сейчас готовим к запуску. Это яркий пример того, что социальные сети не всегда помогают медиа в получении материалов. Там была такая ситуация: террористы приплыли на пляж и расстреляли туристов. На новостных сайтах начали появляться ссылки на очевидцев и, зайдя на страницу одного из них, я увидел сотни комментариев к фотографии — они были от журналистов, продюсеров и редакторов со всего мира, из крупнейших агентств. Они все просили автора дать разрешение на использование снимка, просили подтвердить документально, что именно он сделал этот снимок, просили поснимать видео и так далее. Мне кажется, львиная доля этих запросов осталась без внимания. И я понял, что нужно делать что-то, что поможет представителям медиа не иметь подобных проблем.

— Твоим проектом заинтересовался американский акселератор Starta (он помогает стартапам с постсоветского пространства запустить бизнес в США). Поделись своими впечатлениями, расскажи о поездке в Нью-Йорк.

— Starta Accelerator настроен таким образом, что помогает стартапам из стран бывшего СССР запускать бизнес в США. Однако чтобы акселератор заинтересовался стартапом, нужно проделать титаническую работу. Например, минимально жизнеспособный проект должен быть оценен в сумму не менее 2 миллионов долларов.

Заинтересовались именно платформой, которую мы делаем на базе StringersHub.

Мы начали ее пиарить около полугода назад, презентовали на разных конкурсах и, надо сказать, довольно успешно — были в основном 1-2-3 места. После чего посыпались предложения от акселераторов. Поэтому было много заинтересованных, в том числе однажды на нас вышли и они. Было несколько скайп-конференций, и в итоге они подтвердили свою заинтересованность. Мы недели три думали и согласились.

Я прилетел в Нью-Йорк в конце декабря и буду до мая. Они помогают нам стать на ноги на американском рынке и привлечь дополнительные инвестиции.

— Яков, что, по твоему мнению, нужно знать начинающим бизнесменам, чтобы создать нечто подобное?

— Нужно следить за трендами, улучшать репутацию, находить сотрудников и, конечно, увеличивать продажи. Главное — делать это правильно. Также нужно смотреть, что сейчас актуально, что будет набирать популярность в ближайшем будущем.

Если вы целились в акселератор, то советую выбирать город, в котором вам будет комфортно. Если привыкли к размеренной жизни, то Wise Guys из Риги будет отличным вариантом. Если любите движение, то — Starta из Нью-Йорка. Также смотрите на отраслевую принадлежность акселератора.

Кроме того, я бы не советовал лезть в ниши, которые уже плотно заняты. Наоборот, смотрите сферы, которые, может быть, даже не так интересны остальным. Там может быть скрыт большой потенциал.

― Несмотря на свой возраст, ты уже многого достиг. Чем собираешься заниматься дальше?

— В будущем планируем, что StringersHub будет иметь возможность закупать видео не только у профессиональных журналистов и репортеров, но и у очевидцев, заснявших происшествие на видео. Нам нужно запустить платформу и заниматься ее продвижением. Это главная задача на ближайшее будущее. В рамках этой платформы идеи появляются постоянно — как небольшие, которые будем сразу реализовывать, так и какие-то совсем «космические», которые оставляем на перспективу.

― Встречались тебе в жизни люди, на кого хотелось бы равняться?

— Да, конечно, периодически находишь для себя интересных людей, у которых хочется перенять какие-то качества, навыки. У меня нет каких-то идолов, я не являюсь чьим-то фанатом, просто подмечаю моменты, над которыми мне стоило бы поработать.

— Почему ты решил пойти в журналистику и какой ты ее видишь в будущем?

— Это вышло, можно сказать, случайно. До 11 класса я планировал идти в экономический университет. У меня с самого детства была склонность к предпринимательству. В 17 лет я уже был индивидуальным предпринимателем в Светлогорске. Для этого родителям пришлось согласиться на процедуру эмансипации. То есть они признали меня полностью дееспособным до достижения совершеннолетнего возраста.

В 17 лет я уже открыл первый в Светлогорске интернет-магазин, а потом — и настоящий. Был он в Доме быта за кинотеатром «Юность». И все шло к тому, что я буду учиться экономике, бизнесу.

Но потом друг пригласил меня в газету «Светлагорскiя навiны», в молодежную редакцию «New FISHки» — и я втянулся. Поступил на журфак БГУ и после первого курса уже работал на телеканале «Беларусь-1». Был корреспондентом, ведущим, автором фильмов и спецпроектов. Много летал по миру. Так было на протяжении 6 лет. Параллельно всегда у меня был какой-то бизнес. Он вырос, и пришлось принимать решение — я ушел с телевидения.

Журналистика сейчас трансформируется, как и многое другое. Становится более мобильной, и мы в этом тоже активно участвуем.

— Как часто ты бываешь в Светлогорске и что, на твой взгляд, изменилось в городе?

— В Светлогорске стараюсь бывать раз в 3 месяца. Приезжаю обычно всего на одну ночь. В субботу днем приехал, в воскресенье днем — уехал. С родными успеваю повидаться.

По городу иногда проезжаю или прогуливаюсь — красиво, мне он очень нравится. Движения только больше хочется, молодежи.

Я несколько лет был в молодежной редакции «СН». К сожалению, сейчас не удается активно следить за работой «фишек» и за деятельностью районных СМИ в целом. Но вижу, что они развиваются. Вот на сайте «СН» самую злободневную тему в городе активно разрабатывают — экологию.

— Яков, приятно, что ты помнишь про «фишек». Расскажи, чему тебя научили в нашей газете?

— Городская/региональная журналистика очень интересна и полезна. В ней всегда решаются проблемы или освещаются темы, которые касаются каждого. Если в республиканских или международных СМИ большинство тем тебя лично не касается, то в городских, районных СМИ — другая ситуация, тем они и ценны.

«New FISHки», конечно, помню. Да, это было весело. Поиск тем, договоренности с героями, знакомства, общение. Я там все азы получил. В «фишках» все только начиналось и это приятно вспоминать.

Фото из личного архива собеседника

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: