
Жители Якимовой Слободы в сердцах высказываются, что задыхаются от едкого воздуха, когда ветер приносит потоки с производства беленой целлюлозы. И у меня нет оснований им не верить: периодически запах различной интенсивности ощущается и в черте города.
Специалисты Светлогорского ЦКК утверждают, что нет повода для серьезного беспокойства, что допустимые нормы концентрации вредных веществ в атмосфере и воде не нарушены и здоровью жителей ничего не угрожает. И у меня нет оснований им не верить. Потому что их утверждения основываются на данных анализов, производственном опыте и результатах исследований.
Но почему же существует такая конфронтация, такая жесткая непримиримость в вопросе, который на долгие месяцы стал камнем преткновения в рамках целого района, привлекая нездоровое внимание со стороны? Недоверие. Тонкая нить доверительных отношений между жителями Светлогорска и пригорода с производственниками нарушена, что дает повод для развития эмоциональных слухов, домыслов, не дающих покоя ни одной из сторон, которые язык не поворачивается назвать противоборствующими.
Ведь о какой конфронтации может идти речь? У нас небольшой городок. И отношения здесь складываются, как в коммунальной квартире: мы все на виду друг у друга, и если на кухне кто-то жарит рыбу, то ощущать этот запах будет каждая комната. А любая попытка скрыть что-либо или спрятать вызовет по меньшей мере саркастический смех, а то и злобу и недоверие. И в таких случаях формализмом можно, конечно, прикрыть отдельные «неприглядные» факты. Однако полностью убрать проблему стандартными «номенклатурными» методами не удастся. И все из-за недоверия, которое возникло в людях, питавших к тебе может быть самые добрые чувства, даже если ты их в целом и не заслуживаешь.
С другой стороны, если всю фактуру подвергать сплошному недоверию только потому, что человек нам не нравится, можно, как говорится, «выплеснуть с водой и младенца» и дать повод для развития забабонов и домыслов. Один мой знакомый долго занимался самолечением, мотивировав это просто: «Я врачам не верю». Закончилось все тем, что от больного зуба пошли проблемы по челюстной кости и врачам, которым он не верил, пришлось оперативным путем избавлять его от заботы. Вот тебе и «не верю!»
За время строительства производства в городе появилось много разных, скажем так, «информационных сообщений». В общем потоке различить среди них правду от домыслов было и остается достаточно сложно, потому что у каждого утверждения, пусть даже и абсурдного, есть свои приверженцы, которые приводят, казалось бы, обоснованные доводы.
В частности, среди населения бытует устойчивое мнение, что новое производство якобы не подлежит проверкам со стороны экологических, природоохранных и других государственных служб. И на этом фоне, мол, ему «позволено» нарушать установленные в нашей стране нормы экологического и иного законодательства, или, как это называют сами горожане, «травить людей». В качестве примера обязательно приводятся официальные ответы, в которых компетентные службы ссылаются на Указы Президента от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и дополнивший его Указ Президента от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности», которые, якобы, запрещают работу контролирующих органов на данном предприятии.
Изучение юридических документов — не самое занимательное чтиво. Специфическая терминология, сложные обороты делового стиля речи, ссылки на предыдущие документы… И все же, «прошерстив» вышеназванные указы, найти хоть что-то напоминающее запрет на работу мониторинговых групп или контролирующих органов лично мне не удалось. Данные нормативные документы определяют порядок, компетенцию и условия проведения проверок, в том числе и льготы в области мониторинга. В соответствии с пунктом 7 Указа № 376, действительно, установлен двухлетний запрет на проведение плановых(?) проверок, в соответствии с которыми производство беленой целлюлозы подпадает под установленные рамки. Однако тем же нормативным документом определены условия и основания, при которых данные проверки могут быть назначены внепланово. И ни слова о том, что нормы белорусского законодательства МОГУТ или ДОЛЖНЫ быть нарушены и попраны. Вот уж действительно, если документ МОЖЕТ быть понят НЕПРАВИЛЬНО, он обязательно БУДЕТ понят НЕПРАВИЛЬНО.
Зато, внимательно изучив Указ Президента Республики Беларусь от 30.08.2012 № 391 «О строительстве завода по производству сульфатной беленой целлюлозы», хотелось бы указать на пункт 3.2, который гласит: «Строительство завода осуществляется поэтапно параллельно с разработкой, согласованием, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов этого строительства. При разработке проектной документации на строительство объектов завода разрешается применение технических требований и условий, а также стандартов Китайской Народной Республики, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ технических требований, условий, стандартов, регулирующих системы отопления, вентиляции, электро-, газо- и водоснабжения, канализации, железнодорожного транспорта, вопросы охраны окружающей среды, труда, пожаро-, электро- и взрывобезопасности. Генеральным подрядчиком производится необходимая адаптация разработанной проектной документации на строительство объектов завода к нормам и условиям, действующим в Республике Беларусь, и обеспечивается проведение государственной экспертизы в установленном порядке». Иными словами, экологическая безопасность нового производства должна и будет соответствовать действующим в стране нормам. Это гарантировано государством.
Много недоверия, много домыслов. Они истощают силы и нервы как у производственников, так и у жителей района. Одним это мешает наладить рабочий процесс, другие не видят перспектив жизни. И если уж есть такая нездоровая обстановка в обществе, значит, приложенных усилий недостаточно, значит, следует изменить нечто в системе общения. Открытость и откровенность с одной стороны и терпимость и понимание с другой вполне могут вывести взаимоотношения производственников и жителей на доверительный уровень. Может быть тогда и наступит тот мир в нашей доброй «коммунальной квартире», которого усиленно добиваются обе стороны.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.