Театральная площадка «Сцены деревенского быта» сделала работу трудового лагеря Давыдовской средней школы интересной и познавательной. На подворье «Вячоркi» проходил мастер-класс, где ребята разучивали элементы традиционных белорусских танцев «Юрачка», «Лысы», учились играть на национальных музыкальных инструментах. Удивительно, но некоторые ребята впервые здесь узнали про игру «Ручеек». А фотосессии в белорусских костюмах стали самым популярным развлечением. Педагоги учреждения образования уверены, что молодежь необходимо приобщать к возрождению и сохранению национальной культуры.
Из истории
Время
Посиделки, вечеринки, вечерушки, попрадки — форма проведения молодежного досуга, наиболее характерная для восточных и южных славян.
Посиделки устраивались и в будние, и воскресные дни, по пятницам, после обеда или вечером. Осенью собирались вечером, а в Святки переносились на дневное время, поскольку в течение двух праздничных недель существовал запрет на вечерние работы. Табу касалось и прядения в пятницу, субботу и воскресенье, а также накануне больших праздников.
Время посиделок делилось на рабочее, когда девушки в одиночестве шили, пряли, вязали, тихо разговаривали, пели длительные песни, и «пустое» — общение с парнями. Приход их на посиделки был ритуально оформлен: входили группой, на пороге кланялись, снимали шапки и здоровались с присутствующими девушками, после чего каждый выбирал себе пару, которая должна была оставаться неизменной, поскольку частая смена игровых партнеров во время одного осенне-зимнего сезона осуждалась. Однако во время игр и хороводов, построенных на смене партнера, каждый участник посиделок мог побывать в паре со многими. У девушки могло быть несколько поклонников.
Место проведения
«Улица» — летний вариант посиделок. У восточных и западных славян посиделки проходили, как правило, в специально снятом доме. Помещение откупали за дрова, хлеб, крупу или часть готового продукта (пряжи). У южных славян посиделки летом и в начале осени собирались во дворе, на улице, на поляне, гумне, перекрестке, у разведенного костра, в дождливое время — под навесом, в холодное время года — по очереди в доме каждой девушки у очага.
Участники
На посиделках присутствовали девушки и парни одной деревни или молодежь из близлежащих деревень. При встрече с чужаками местные парни брали с соседских выкуп в пользу посиделок. Если местные ребята были против «чужака», то нередко такие посиделки заканчивались дракой. Чаще на посиделках присутствовала неженатая молодежь и те, кто только недавно женился, но пока не имеют детей, однако здесь могли присутствовать и зрители, главным образом дети и подростки, которые не участвовали в песнях, танцах и играх молодежи.
Право участия в посиделках получали парни и девушки, достигшие брачного возраста и принятые в соответствующую категорию, что связывалось с физическим постоянством и символически подтверждалось сменой одежды.
Для танцев нанимали музыкантов, которые играли целый вечер. Нередко хороводы водили в доме. Обычными на посиделках были игры, воспроизводящие свадебный обряд, нередко в пародийном виде.
Магические приемы
Чтобы привлечь парней на посиделки, девушки прибегали к магическим приемам: мели от порога до красного угла мусор, оставленный ребятами от предыдущей посиделки, кричали в трубу. Юноши присутствовали на посиделках в качестве гостей, в один вечер они могли посетить несколько посиделок. Чтобы задержать их у себя, девушки клали в печь половник, веря, что пока он в печи, парням не уйти из дома.