В целях обеспечения безопасности автомобильных перевозок, создания условий для добросовестной конкуренции и повышения качества оказываемых услуг в Республике Беларусь будет создан «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении», данная норма законодательства прописана в Указе Президента Республики Беларусь от 25.01.2024 №32. Требования Указа коснутся перевозок пассажиров автомобилями-такси и нерегулярных перевозок автобусами по территории Республики Беларусь. Ведение Реестра возложено на государственное учреждение «Транспортная инспекция».
В Реестр должны быть включены сведения:
- об автомобильных перевозчиках, осуществляющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении, в том числе автомобилями-такси;
- о транспортных средствах (автобусах, легковых автомобилях, автомобилях-такси), используемых для оказания услуг;
- о водителях транспортных средств, выполняющих автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении (в том числе персональные данные – ФИО, дата рождения, место жительства, водительское удостоверение, медицинская справка, сведения о трудовом договоре и др.);
- о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении;
- о диспетчерах такси.
Транспортная деятельность и деятельность водителей в сфере автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без включения сведений в Реестр будет считаться незаконной.
Основаниями для отказа во включении в Реестр сведений являются:
- несоответствие транспортных средств, водителей, требованиям законодательства в области транспортной деятельности;
- юридическое лицо, не зарегистрированное на территории Республики Беларусь (иностранная организация);
- автомобильный перевозчик, который не обеспечил видеофиксацию выполнения автомобильных перевозок пассажиров в салонах транспортных средств, а также хранение и передачу данных о видеофиксации.
Выполнение автомобильных перевозок может осуществляться при помощи информационных ресурсов, которые зарегистрированы на территории Республики Беларусь и включены в Государственный регистр информационных ресурсов. Министерство по налогам и сборам, органы финансовых расследований КГК и Транспортная инспекция вправе выносить решения об ограничении доступа к информационным системам.
Также предусмотрены основания для приостановления нахождения в реестре сведений:
В отношении субъектов хозяйствования:
- в случае отсутствия субъекта хозяйствования (перевозчика) по месту государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- неоднократное (два и более раза в течение 12 месяцев) непрохождение водителем предрейсового медицинского обследования;
- выявление три раза и более нарушения режима труда и отдыха водителя;
- ненадлежащая организация контроля технического состояния транспортного средства перед выездом;
- наличие задолженности по уплате налогов на сумму более 1000 базовых величин в течение двух месяцев;
- несоблюдение автомобильным перевозчиком мест формирования групп при отправлении и прибытии автобусов, выполняющих автомобильные перевозки в нерегулярном сообщении;
- предоставление в налоговые органы недостоверной информации по выполненных автомобильных перевозках пассажиров (два раза и более в течение 12 месяцев).
В отношении транспортных средств:
- отсутствие допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, переоборудование транспортного средства с нарушением требований законодательства, эксплуатация транспортного средства без заключенного договора обязательного страхования;
- нахождение на линии транспортных средств, имеющих неисправности, при наличии которых их участие в дорожном движении запрещено.
В отношении водителя:
- использование при выполнении перевозок пассажиров средств электросвязи и информационных ресурсов автомобильных перевозчиков, диспетчеров, сведения о которых отсутствуют в реестре;
- работа на линии с выключенной программной кассой или с выключенным таксометром;
- несоответствие водителя требованиям законодательства в области транспортной деятельности.
При наличии оснований Транспортная инспекция приостанавливает нахождение в Реестре в отношении:
- водителя – до одного месяца;
- транспортного средства, автомобильного перевозчика, диспетчера – до 3 месяцев;
Также определен ряд нарушений, при выявлении которых перевозчик, диспетчер исключается из Реестра. Возобновление доступа к информационным системам и ресурсам осуществляется по решению Министерства по налогам и сборам, органов финансовых расследований КГК и Транспортной инспекции после устранения нарушений.
Определен ряд требований к диспетчерам:
- использовать информационные системы и ресурсы, размещенные на территории Республики Беларусь и зарегистрированные в Государственном регистре информационных ресурсов, а также сведения о которых включены в Реестр.
- осуществлять фиксацию, вести учет заказов (выполненных и невыполненных), в том числе полученных с помощью информационных систем и в течение 12 месяцев хранить данную информацию;
- предоставлять контролирующим и другим государственным органам безвозмездный доступ, включая удаленный, к используемым информационным системам и ресурсам по их требованию;
- обеспечивать своевременное включение в реестр сведений, внесение изменений;
- обеспечивать осуществление платежей в области платежных систем и платежных услуг.
Указом определены ставки государственной пошлины, уплачиваемой в республиканский бюджет за включение сведений в Реестр:
- о транспортных средствах – 2 базовые величины;
- о водителях – 1 базовая величина;
- о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчером такси – 100 базовых величин.
За внесение в Реестр изменений:
- о транспортных средствах – 1 базовая величина;
- о водителях – 0,5 базовых величин;
- о диспетчерах автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении, диспетчером такси – 1 базовая величина.
Внесение в Реестр сведений будет осуществляться с 01.08.2024.
Информация подготовлена начальником регионального отдела контроля автомобильного транспорта в г.Жлобин филиала Транспортной инспекции по Гомельской области Коняхович Е.М.