«Любите ли вы театр?» — спросила я у корреспондентов молодежной редакции «New FISHки» Илоны Кудряшовой, Алины Митрахович и Ильи Побыльца, поднимаясь по ступенькам СЦК. И была удивлена: оказалось, что они в настоящем театре на спектакле и не бывали. В рамках проекта «#ПРОкачество» мы исправили этот пробел, посетив накануне Дня работников культуры репетицию народного театра «Спадчына», которому в этом году исполняется 55 лет.
В мастерской
Знакомство с актерами театра началось не на сцене, а в мастерской, где нас уже ждали. Конечно, началось все с представления коллектива, но потом официальная «схема» поломалась и общение стало очень теплым. И «сломал» ее своим появлением Иван Русинович: рукопожатия и объятия показали, как относятся здесь друг к другу, как любят и ценят каждого…
А потом завязался разговор, в котором руководитель коллектива Елена Селезнева рассказала о новой постановке «Остаться с носом, или Еще раз про любовь» по произведению О.Степновой, о том, как идут репетиции, как непросто без Ады Яковлевны и какое это счастье – играть в театре. Выяснилось, что для собравшихся – это отдушина, место, куда они приходят с удовольствием в свободное от основной работы время. И у каждого из них своя история: Андрея Колоса, Ивана Русиновича и Людмилу Голик пригласила Ада Яковлевна, Галина Сидоренко и Людмила Федорова пришли сюда сами, потому что чувствовали в себе потенциал, Андрея Ерошевского – «авантюриста» — пригласила Елена Селезнева на одну из главных ролей новой постановки, самая молодая участница Виолетта Брикет пришла по рекомендации подруги.
Сейчас Елена Селезнева является руководителем коллектива, но о себе говорила совсем мало, поэтому мы узнали мнение коллег. По словам Арсена Гавриленко, «как актер Елена старается влиться в образ, соединить себя и характер персонажа – и когда смотришь на ее игру, то будто смотришь на соседку, которую давно не видел: такое всё обычное, но будто в кино, просто глазам не верится. Разные персонажи действительно разные, а этого очень трудно добиться. И как руководитель замечательно себя показывает: помогает разобрать актерам их персонажа, характер подсказывает, как проще и не менее эффектно сыграть сценку, если она занимает много времени».
Выяснилось, что у каждого актера есть любимые роли: Иван Русинович помнит свою первую роль Скомороха в «Русских потешках», но особенной для него стала роль Священника в «Исповеди»; Андрей Колос тоже вспоминает свою первую роль – Блуда в «Полочанке» и вспоминает, как у него дрожали руки в определенной сцене. Вопрос: «Есть ли нелюбимая роль?» погружает артистов в размышления… И выясняется, что есть такие роли, но их нельзя назвать нелюбимыми, их правильнее назвать сложными, потому что очень трудно хорошему человеку сыграть отрицательного персонажа, надо «переломать» себя, в какой-то степени заставить вжиться в эту роль так, чтобы зритель поверил.
О многом шла речь, но каждый из них с благодарностью вспоминал Аду Кузьменкову, без которой театр осиротел, вспомнили тех, кто писал славную историю «Спадчыны»: В.Гриневич, П.Вяжевич, Г.Капецкая, В.Завадская, В.Больбас, О.Дадыкин, Л.Андрейчикова, А.Моор, О.Бабий и многие другие. Есть у театра и сложности, но своими силами коллектив их решает по мере возможности. И очевидно, что этих людей объединяет волшебная сила театра, каждый из них нашел себя здесь. Людмила Федорова высказала общее мнение: «Спасибо коллективу – это такое место, куда я бегу с удовольствием, где мы встречаемся, работаем и расстаемся очень тепло»…
На сцене
А потом мы отправились на репетицию. И не в зрительный зал, а за кулисы, чтобы посмотреть, как на сцене рождается спектакль. Чуть раньше «фишки» узнали, что текст нужно учить(!), а если актер его забывает, то теряться нельзя: либо режиссер из-за кулис подскажет, либо коллеги нашепчут. Мы увидели несколько сцен из нового спектакля «Остаться с носом, или Еще раз про любовь». Но особенно поразительной стала сцена, в которой Иван Русинович сыграл свою роль практически без помарок. Почему это нас удивило? Потому что этот актер уникален – он ничего не слышит, но если не знаешь о его проблеме, то догадаться об этом сложно, и актерской игре это практически не мешает, настолько тонко он чувствует каждую свою роль.
А потом для «фишек» наступил их звездный час: Елена Селезнева предложила им прочувствовать весь спектр эмоций, разыграв небольшую сценку. Илья на время стал грабителем, Илона – любопытной соседкой, а Алина – хозяйкой квартиры, в которую проник вор Илья. Понятно, что это было непросто, но ребята, как могли, справились, вызвав у «спадчынцев» одобрительный смех и аплодисменты. И нас тут же пригласили на премьеру нового спектакля…
Впечатления «фишек»
Илья Побылец: «Народный театр «Спадчына» производит впечатление благодаря своим актерам, которые создают запоминающиеся образы и эмоции, оставляя в сердцах зрителей теплые воспоминания и желание вернуться снова.
На миг мне удалось стать актером театра. Я пережил эмоции, которые раньше казались мне недосягаемыми, и понял, что театр – это не просто игра, а способ выразить свои чувства и мысли, каждый жест, каждое слово наполняются смыслом. У меня все получилось, потому что атмосфера была дружеской и располагающей, а вот при полном зрительном зале – не знаю, как бы это у меня вышло».
Алина Митрахович: «Народный театр «Спадчына» − это место, где отдыхает душа, куда хочется возвращаться. Актеры, которые дарят незабываемые эмоции от представления, − это обычные люди. Они не имеют актерского образования, но у них есть желание играть на сцене. В каждом из них есть искра, заставляющая им восхищаться. Один из таких людей – Иван Русинович. Он не слышит: потерял слух несколько лет назад. Но несмотря на это, занимается любимым делом. Какая сила духа должна быть у человека, что даже после потери слуха он не опустил руки и продолжил играть в «Спадчыне»!
На сцене я ощутила всю атмосферу театра. Быстрые подготовки к следующей сцене, уточнения сценария, взаимопомощь и взаимопонимание актеров – все это было. Меня удивило взаимодействие актеров: они понимают друг друга с полувзгляда, с полуслова.
На самом деле я давно хотела попробовать сыграть какую-нибудь роль, даже в самой маленькой постановке. Актеры «Спадчыны» дали эту возможность. Сначала, когда я только вышла на сцену, было немного страшно, потому что у тебя нет никакого сценария и толком представления о последующей сцене. Появляется страх сказать или сделать что-то не то. Но как только я произнесла первую придуманную реплику, то сразу же перед глазами предстала вся картина: и комната, и интерьер, и сам персонаж.
Я очень рада, что выдалась возможность побывать в таком замечательном месте, как театр «Спадчына». Очень приятные люди, радушный прием, шикарная атмосфера сплоченности, поддержки – именно то, благодаря чему хочется возвращаться сюда снова и снова».
Илона Кудряшова: «Мне посчастливилось заглянуть за кулисы театра. Это было невероятное путешествие в мир, который обычно скрыт от глаз зрителя. Мне очень понравилось слушать и задавать вопросы актерам! Это было невероятно увлекательно – узнавать о том, как они готовятся к ролям, какие трудности преодолевают, какие эмоции испытывают на сцене. Когда с ними общаешься, понимаешь, что на сцене и в жизни – это разные люди. На сцене они воплощают образы, переживают чувства, не свойственные им в обычной жизни.
После увлекательного разговора нам показали несколько захватывающих сцен из спектакля. И мы решили попробовать себя! Мне досталась роль любопытной соседки с нижнего этажа, которая пришла не в тот момент за солью и увидела, как обворовывают квартиру. Сначала было немного неловко и волнительно, так как в жизни я совсем не такая. Но как только вышла на сцену, я сразу же про все страхи забыла. Слова сами начали приходить в голову, движения делались на автомате, я начала импровизировать и вживаться в роль. Считаю, что для первого раза мы сыграли очень хорошо! Для меня это был незабываемый опыт, который мне помог оценить труд актеров и всей театральной команды. Спасибо им за это».
Получается, что театр был, есть и будет, пока есть актеры и благодарные им за это волшебство зрители. Спасибо «спадчынцам» за тепло их сердец, подаренное нам, желаем новых премьер и благодарных зрителей.
Фото: Людмила Ярец, «СН»