Прокуратура Светлогорского района рассказывает о мерах в отношении домашних скандалистов

Одной из эффективных мер предупреждения преступлений против жизни и здоровья граждан, в том числе и семейно-бытовых конфликтов, является привлечение виновных лиц к административной ответственности по ст.10.1 КоАП Республики Беларусь.

В соответствии с ч.1 ст. 9.4 ПИКоАП административный процесс по указанной категории правонарушений начинается лишь по требованию потерпевшего либо его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушение, к административной ответственности, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс

Той же нормой предусмотрено, что при отсутствии указанного требования административный процесс, может быть начать прокурором либо по его письменному поручению должностным лицом ОВД и не подлежит прекращению в случае примирения потерпевшего, либо законного представителя с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

За 10 месяцев 2024 года, всего по ч. 1 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь к административной ответственности привлечено 20 лиц, по ч.2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь – 152 лица. За это же время прокурором Светлогорского района принято 12 решений в соответствии с ч. 1 ст. 9.4 ПИКоАП Республики Беларусь о начале административного процесса по ч.2 ст. 10.1 КоАП Республики Беларусь.

– Обстоятельства подлежащие установлению, при получении объяснений участником семейного конфликта: установление кем приходятся друг другу стороны конфликта которые происходят только между близкими родственниками, членами семьи, сожителями ведущими совместное хозяйство; какой вред причинен в результате конфликта (побои, физические или психические страдания); причинялись ли ранее лицом, совершившим деяние противоправные действия в отношении потерпевшего, обращался ли он по данному поводу в правоохранительные и иные государственные органы;  как характеризуется лицо, совершившее деяние, злоупотребляет ли оно алкогольными напитками; кто был свидетелем конфликта; находится ли потерпевший в зависимом положении от лица, совершившего противоправное деяние и др., – поясняет помощник прокурора Светлогорского района Кирилл Ганжа.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП Республики Беларусь, деяние, содержащее признаки административного правонарушения: умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания (ст. 10.1 КоАП), влечет административную ответственность только при наличии выраженного в установленном ПИКоАП порядке требования потерпевшего или его законного представителя привлечь лицо, совершившее административное правонарушении, к административной ответственности.

Согласно ч.2 ст. 4.4 КоАП Республики Беларусь, независимо от требования потерпевшего или его законного представителя при совершении деяний, содержащих признаки правонарушений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, административный процесс может быть начат прокурором либо по его письменному поручению органом, ведущим административный процесс, если:

1) этим деянием причинен значительный вред интересам государства или общества;

2) деяние совершено в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от лица, его совершившего, либо по иным причинам не способного самостоятельно обратиться за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Перевод