… Яркая вспышка осветила корпус четвертого реактора Чернобыльской АЭС. Василий Иваненко, работавший на бульдозере в нескольких сотнях метров от него, удивленно поднял глаза в направлении станции: это показалось ему странным. Но затем он себя успокоил: «Да мало ли какие работы проводятся». В тот момент он и подумать не мог, что это событие перевернет всю его жизнь.
Василий Иваненко родился и рос в д. Вязовица Калинковичского района. В 1974 году он был призван на срочную службу на флот. Служил в Пинске, затем во Владивостоке, на Тихоокеанском флоте. После демобилизации из армии уехал в Минск. Здесь женился и устроился работать электриком на шарикоподшипниковый завод. Ознакомившись с биографией и рекомендациями, ему предложили работать в заводской газете.
Расколотый мир
В 1982 году Василий Николаевич уехал с семьей в Припять, город-спутник Чернобыльской АЭС. Здесь была перспектива быстрее получить квартиру. Окончив курсы бульдозеристов, работал на строительстве 4-го энергоблока атомной станции.
26 апреля 1986 года его направили готовить площадку для линии электропередач. Отработав первую смену, он уже собрался домой, когда прораб попросил его остаться и во вторую, пообещав очень хорошую оплату. Василий Николаевич согласился. Он находился в метрах трехстах от четвертого энергоблока, когда раздался первый взрыв, через некоторое время – второй, значительно мощнее.
– Небо прорезал ослепительный луч, ярче которого я никогда более не видел, – вспоминает Василий Николаевич. – Вскоре после этого завыли сирены пожарных машин и скорой помощи, которые неслись к станции. Не зная причины такого переполоха, после окончания работы я направился домой.
Утром Припять была заполнена военными, которые мыли дороги, над ЧАЭС летали вертолеты. Все учреждения были закрыты. Информация о том, что произошло, отсутствовала, лишь слухи ходили разные. На следующий день люди пошли к зданию местного горисполкома. Представитель власти успокоил, но предупредил, чтобы на улице без крайней необходимости не находились. Вскоре по радио объявили об аварии и эвакуации. Хотя до того, как стало известно, что произошло, дети гуляли на улице, поскольку 26 апреля была суббота. Сыну Василия Иваненко было 7, дочери – 5 лет.
– Сказали взять только деньги и документы, предметы личной гигиены. Нас посадили в автобусы и пообещали, что вернемся к 9 мая, а затем вывезли в 30-километровую зону и расселили в домах местных жителей, – вспоминает Василий Николаевич. – В г. Иванкове Киевской области развернули полевой госпиталь, где нас осмотрели. Сюда же поступили пожарные с ЧАЭС. Дозиметр показал у меня наличие большой дозы радиации, и я был направлен в Киевский госпиталь. Туда же были доставлены мои дочь и жена, сын остался у знакомых. Там я провел месяц и по совету врача отвез семью во Львов. Получил направление на работу в чернобыльскую зону, где на бульдозере ликвидировал последствия аварии. У каждого из нас был дозиметр, и после того, как набирали предельно допустимую дозу, в зону больше не возвращались. Семья Иваненко переехала в п. Руденск Минской области, а в 1993 году – в Светлогорск.
Видеть мир через призму живописи
Господь наделил его способностью видеть незримые картины бытия. Интерес к рисованию у Василия Николаевича появился лет около 10-ти. А однажды он на спор сделал рисунок, который очень заинтересовал взрослых. Специального образования не получил, но это не помешало ему выражать в картинах свое ощущение окружающего мира.
Но в школе он не любил рисовать. Может быть потому, что приходилось делать что-то на заданную тему, ему же хотелось изобразить свое. А однажды, учась в пятом классе, он принес в школу тетрадку, в которой были изображены Ленин, Чапаев. Ему не поверили, что это – его рисунки. И тогда во время урока рисования он изобразил Менделеева, портрет которого висел в классе. Конечно, детский рисунок не был точной копией, но сходство было такое поразительное, что всякие сомнения в его авторстве отпали. Потом была школьная выставка рисунков, на которой красовались «Богатыри» Васнецова в исполнении Василия Иваненко, картина заняла первое место.
Позже появились картины из сельской жизни. Попробовал он писать и масляными красками. Василий Николаевич с улыбкой вспоминает, как в качестве холста использовал старые простыни, которые дала ему мать, но они довольно быстро закончились.
– Бывало, она даст денег на карманные расходы, а я куплю краски. Тогда еще не имел представления о том, как грунтовать холст, поэтому уходило много красок. Это сейчас многое можно посмотреть в интернете, а тогда до всего доходил опытным путем, – поясняет он.
В старших классах ему предложили стать редактором школьной стенгазеты. Но любые попытки навязать какую-либо тему по-прежнему встречали с его стороны твердое противодействие.
– Если душа не принимала, ничего не мог с собой поделать, – поясняет Василий Николаевич.
Своего занятия живописью он не оставляет до сих пор. Среди его творений – природные пейзажи, в которых большое внимание Василий Николаевич уделяет морским просторам. Ведь море – это часть его жизни. Есть у него и копии картин известных художников, например, «Богатыри» Васнецова, которую он написал еще раз, уже будучи взрослым. В его коллекции – портреты отца, брата Валерия, жены Татьяны, родительский дом в деревне. Подобно известной картине «На охоте», Василий Николаевич изобразил себя и 4-х братьев, назвав свое творение «Отдых на рыбалке».
В зрелом возрасте он написал 5 икон, освятил их, но после больше не возвращался к данной теме. Василий Николаевич говорит, что для этого нужно особое состояние души, вдохновение, иначе ничего не получится, просто не придет ви́дение образа. Есть и картина в память о Чернобыле. В целом написано около 100 картин, но большую часть он роздал родным, знакомым.
– Хорошо работается вечером, где-то после 22.00. Но надо, чтобы Муза вдохновила на определенное состояние, – поясняет Василий Николаевич.
Сказались последствия Чернобыля: ушла из жизни его жена Татьяна – друг, советчик и вдохновитель в творчестве. Далеко не каждому человеку выпадает столько испытаний на жизненном пути. Но жизнь продолжается. Устоять в трудные моменты жизни Василию Николаевичу по-прежнему помогает увлечение живописью, которому и сейчас он посвящает все свободное время.
Фото из архива Василия Иваненко