Какой бы насыщенной ни выдалась программа пребывания депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Елены Лаптевой в избирательном округе, она обязательно находит время для общения с подрастающим поколением: «Молодежь – наше будущее». И это не просто оборот речи. Это концепция общества, народа, страны.
В разговоре с ребятами видится не просто интерес к тому, чем живет наша молодежь, какие у нее приоритеты и представления о государстве, как выглядит в их мечтах выбор профессионального пути и другие важные человеку вещи. Откровенный диалог с молодыми позволяет нам увидеть себя в делах, которые мы делаем ради их благополучного будущего, помогает осознать значение нашего вклада в формирование процветающего государства, а также внести необходимые поправки, чтобы наши нынешние усилия создали надежный фундамент для воплощения созидательных идей поколений, которые последуют за нами.
Школьные будни
Бывая в школах не только в райцентре, но и сельских, общаясь с педагогами и учениками, Елена Лаптева в первую очередь отмечает позитивный настрой и доброжелательную атмосферу: «При всех значительных изменениях в отечественной системе образования наши школы сохраняют лучшие традиции прошлого, органично сочетая их с новаторскими подходами к процессу обучения и воспитания детей. Личный пример педагога, который для ученика, прежде всего, товарищ и друг, продолжает вдохновлять ребят на доскональное изучение наук, проявление творческих способностей и, что по-прежнему остается важным в жизни человека, любви к Родине и уважении к национальной истории».

По словам Елены Лаптевой, каждое посещение учебных заведений сопряжено с волнительными воспоминаниями: «Думаю, каждого из нас одолевает ностальгия, когда мы пересекаем порог знакомого с детства учебного заведения. Когда-то они стали нашими первыми шагами в самостоятельную жизнь. Теперь мы с благодарностью вспоминаем то время, отдавая дань уважения людям, вложившим в нас не только знания, но и душу».
По мнению парламентария, будущее молодежи заключается не только в том, чтобы получить необходимые знания. Важно, чтобы она умело применила их на практике, избрав профессиональную стезю таким образом, чтобы сочетать желания с интеллектуальными и физическими возможностями.
– В последние годы, – отмечает Елена Лаптева, – в школах повсеместно (и в городских, и в сельских) идет серьезная работа по профориентации детей. Ближе к выпускным классам школьники проходят дополнительные курсы, специально разработанные для желающих посвятить свое будущее выбранной профессии. Так, в Светлогорском районе есть специализированные классы, где ребята готовятся стать педагогами, юристами, спасателями, специалистами сельскохозяйственной сферы. Я считаю, что это правильное направление деятельности отечественной системы образования и оно дает свои положительные плоды.
За профессией – в УПК
Особый интерес у депутата нижней палаты Парламента Елены Лаптевой вызвала деятельность учебно-производственного комбината, действующего в настоящее время в составе Паричской средней школы. Это заведение Елена Евгеньевна посетила в один из четвергов, на что у нее были свои причины.
– В последних классах школы я сама посещала УПК, училась здесь азам поварского мастерства. Приезжали мы сюда каждый четверг, и этот день навсегда запомнился необычным форматом обучения, новыми знакомствами и приятными впечатлениями.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Паричской школы и руководитель учебно-производственного комбината Анатолий Дашковский рассказал, что в настоящее время в УПК обучается около 400 старшеклассников района: «Здесь учатся школьники как сельских, так и городских школ. Примерно 80% обучающихся – горожане».
Оказавшись в стенах здания УПК, Елена Лаптева отметила, что комбинат сохранил не только свою профессиональную ориентированность, но и атмосферу кузницы кадров: «Я словно окунулась в прошлое. Кажется, вот сейчас прозвенит звонок – и я буду торопиться в класс на занятие».
По словам Анатолия Дашковского, УПК действует с 1978 года: «За это время произошло много изменений. В соответствии с требованиями времени менялись количество и состав специальностей, преподаваемых детям».
– Сегодня мы обучаем детей по 4-м специальностям: слесарь-ремонтник автомобилей, тракторист-машинист, швея и делопроизводитель, – пояснил Анатолий Дашковский. – По окончании обучения все, кто сдал специальные экзамены, получают документы государственного образца, свидетельствующие, что они покидают учреждение полноценными специалистами и могут работать наравне со взрослыми.

Гордостью учебного подразделения считается материальная база: в распоряжении и преподавателей, и учеников есть возможность на наглядных примерах показать, как работать на тракторе, как разбирать и собирать узлы автомобиля, для швей оборудованы несколько классов с электрическими швейными машинами, а делопроизводители изучают предмет в компьютерных классах. Конечно, говорит Анатолий Дашковский, хотелось бы обновления с учетом уже современных условий и требований: «Но и то, что есть у нас, хорошо помогает обучить основным навыкам профессии».
Елена Лаптева не смогла удержаться от возможности проверить, сохранились ли у нее полученные в УПК навыки: «Хотя основным направлением обучения у меня было поварское, девочкам преподавались также азы швейного мастерства». В классе, где в тот момент шли занятия у учениц 11-го класса, Елену Евгеньевну усадили за швейную машинку. Консультантом депутата стала учащаяся Кореневской средней школы Александра Волчек. Девочка второй год учится в УПК, хорошо знает предмет, говорит, что навыки швеи, даже если не станут ее профессией, все равно пригодятся в быту. Александра с ловкостью опытного специалиста помогла правильно заправить нитку в машинку, так что Елене Евгеньевне оставалось только аккуратно сделать строчку на предложенном отрезе ткани.
Сложнее для Елены Лаптевой было разобраться с трактором. На помощь пришел Тимофей Врублевский, 11-классник СШ №2. В кабине МТЗ-80 школьник со знанием дела рассказал об основных достоинствах техники, инструментах управления и других особенностях машины. Елена Евгеньевна отметила, что уровень профессиональной подготовки школьников находится на достойном уровне, а потому решение, принятое на законодательном уровне о том, чтобы в сельскохозяйственный сезон привлекать старшеклассников и студентов колледжей с навыками агроспециальностей в качестве работников на предприятия отрасли, верное: «Считаю, что это не только существенная помощь хозяйствам в решении производственных задач, но и возможность молодым людям заработать, получить бесценный первый трудовой опыт».
Покидая УПК, Елена Лаптева поблагодарила коллектив учреждения за заботу о детях и их профессиональной подготовке, пожелала дальнейших успехов, отметив, что нужно делать так, чтобы подобные учебно-производственные комбинаты были и в других регионах Беларуси.
Своим примером
Елена Лаптева высоко оценивает труд педагогов в учебных заведениях Светлогорского района. Однако, уверена она, в формировании личности молодых людей огромное значение имеет и передовой опыт, который они перенимают у родителей, старших коллег, людей с успешной деловой и производственной практикой: «Личный пример ответственных и преданных делу людей способен мотивировать молодое поколение добиться успеха в избранной профессии».

С этим согласна бухгалтер расчетно-финансового сектора КЖУП «Светочь» Евгения Верас, активистка молодежного движения района, депутат районного Совета депутатов, член Молодежного парламента при Светлогорском райсовете депутатов и член Молодежного совета при Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь. В своей общественной деятельности она опирается на помощь и поддержку Елены Лаптевой, которая не просто курирует молодого и деятельного активиста, а личным примером учит решать проблемные вопросы и содействовать решению определенных задач.
– У Елены Евгеньевны есть чему поучиться. Она – опытный руководитель, чья организация на протяжении многих лет была успешным предприятием не только в районе, но и на областном уровне. Бесценен ее опыт и в качестве депутата райсовета. При ее участии были разрешены многие проблемы жителей нашего района. И сейчас она ведет активную законотворческую работу, и в то же время не оставляет без внимания заботы населения своего избирательного округа. Встречи с коллективами, приемы граждан, посещение организаций и учреждений – очень активная и насыщенная программа работы депутата, в которой Елена Евгеньевна проявляет высокую культуру общения, уважительное отношение к гражданам, желание обязательно оказать помощь в решении проблем людей. Она – хороший наставник, чей опыт и манера ведения дел для меня являются примером.