Ремонт общедомовых коммуникаций – дело, которое рано или поздно затрагивает каждого собственника жилья. И если сам ремонт труб, как правило, оплачивается из средств, собираемых на капитальный ремонт или текущее содержание дома, то вопрос о демонтаже и последующем восстановлении отделки, в частности плитки, часто вызывает у жильцов споры и недопонимание. Кто же должен нести расходы по данным видам работ, разбираемся с заместителем генерального директора КЖУП «Светочь» Ольгой Бакуновой.
Ольга Михайловна отмечает, что ситуация, когда в квартире внезапно обнаруживается течь стояка, – это всегда стресс и головная боль для жильцов. Помимо устранения самой протечки, люди переживают за сделанный недавно ремонт, в частности, за плитку в ванной. В большинстве случаев ее необходимо сначала демонтировать, а после – снова положить. Дело это не только пыльное, но и затратное, и оно полностью ложится на плечи жильцов. Согласно ст.26 Жилищного кодекса собственники обязаны обеспечивать доступ работникам обслуживающих организаций к инженерным сетям для осмотра и ремонта. А если они все-таки хотят «спрятать» трубы в ванной, то сделать это надо правильно, предусмотрев доступ к общедомовым коммуникациям в виде легкосъемных конструкций (ревизионного люка, пластиковой панели, декоративного короба на защелках) на случай аварийных ситуаций.

Керамическая плитка к таким конструкциям не относится — ее невозможно демонтировать без разрушения или повреждения облицовки. Если плиткой фактически закрыт доступ к инженерным сетям и без ее демонтажа невозможно провести ремонт, то такая отделка нарушает Правила пользования жилыми помещениями, содержания жилых и вспомогательных помещений. А значит, собственник обязан за свой счет снять плитку, обеспечить доступ к трубам и впоследствии восстановить отделку.
Обращаясь к жильцам, Ольга Бакунова советует при проведении ремонтных работ в ванной или туалете, обязательно предусматривать возможность легкого доступа к трубам. Это поможет избежать лишних расходов и конфликтов с обслуживающей организацией.