ПРЕСС-ЦЕНТР

Социально-педагогический центр Светлогорского района рассказывает о воспитании

ПРЕСС-ЦЕНТР

Социально-педагогический центр Светлогорского района рассказывает о воспитании
17 мая 2025
128

Кнут или пряник?

Поощрение – это не всегда то, что мы, родители, считаем наградой. Это то, что воспринимают как награду наши дети. Похвала и одобрение взрослых доставляют ребенку огромную радость, он чувствует, что его любят. Наказание – это не действие со стороны родителей, это то, что ребенок при этом переживает – неприятное чувство стыда и унижения, от которого ему хочется скорее избавиться и никогда более не переживать.

Психологи утверждают, что поощрение важнее и его доля в воспитании должна быть больше. Наказание же надо использовать как особую меру воздействия. Его эффективность тем выше, чем реже оно применяется.

Метод пряника. Поощрение ориентирует ребенка на хорошие действия и закрепляет их. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное  усилие. К каким результатам он пришел, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить действие. Избегайте поощрений такого рода: хорошо ведешь себя – получай подарок или сладости.

Поощрения не должны носить характер подкупа, потому что в сознание детей внедряется представление о том, что важно только получить награду, а то, каким образом она была получена – значения не имеет. Неверна также позиция, когда в качестве награды ребенок освобождается от выполнения домашней работы. Это формирует представление о том, что всякое усилие – дело неприятное. Лучшая награда – осознание того, что он принес радость любимым людям, а подарок впридачу – лишь символизирует это.

Метод кнута. Наказание – это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал. Но сначала задумайтесь: зачем? Именно не за что, а зачем. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не останется без родительской любви.

При любом наказании дети не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме. Наказание должно носить временный характер («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на 3 дня»). При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Отмечается только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

При наказании исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите только о том, за что он наказывается именно сейчас. Нужно хвалить за каждый маленький успех и ободрять его. Важно уметь договариваться с ребенком и обязательно анализировать те или иные аспекты его поведения. Таким образом, постепенно, он выстроит собственную систему ценностей, основываясь на том, что прививают ему родители.

Вероника Здор, специалист СПЦ