Светлогорские следователи рассказали, как безопасно продавать через «Куфар»

Мошенники массово «разводят» интернет-пользователей на деньги, притворяясь покупателями с «Куфара». Как не попасться на уловки киберпреступников, корреспонденту «СН» рассказали в Светлогорском районном отделе следственного комитета.

Подобные заявления в РОСК поступают почти ежедневно. Часто среди потерпевших от действий интернет-мошенников оказываются те, кто продает детские вещи, коляски, старую мебель, реже – продавцы компьютерной техники. Многие размещали свои объявления давно, но по каким-то причинам не могли продать товар. А тут внезапно к нему проявили большой интерес, и человек в надежде побыстрее избавиться от ненужной вещи, да еще получив за нее желаемую сумму, напрочь теряет бдительность и идет на поводу у злоумышленников.

– Схема обмана пользователей весьма проста: злоумышленник под видом покупателя пишет в каком-нибудь мессенджере или соцсетях. Далее присылает ссылку якобы для получения денег. Продавец, не задумываясь, переходит по ней, видит форму для ввода реквизитов для получения средств на карту и беспечно начинает их заполнять, а потом лишается всех денег, – рассказывает следователь Светлогорского РОСК Кирилл Ковшар. – Некоторые даже не обращают внимания на коды мобильных операторов связи. Так, мошенники, находясь якобы в Беларуси, могут писать, например, с номера, который начинается на «+38066….». И людей это даже не настораживает!

К слову, изобличить интернет-мошенников непросто, ведь подобные преступления весьма латентны. Общемировой показатель раскрываемости киберзлодеяний составляет всего 20-30%.

Как еще обманывают белорусов

  • Делают вид, что перевели деньги по предоплате. Чтобы забрать предоплату, продавцу предлагают перейти на фишинговый сайт. Когда продавец вводит данные своей карты, мошенник похищает деньги со счета.
  • Предлагают заказать товар с доставкой или по предоплате. Когда пользователь пишет по поводу покупки товара, преступник просит перенести диалог в мессенджеры, где уговаривает покупателя на предоплату или доставку под любым предлогом. Когда потенциальный клиент соглашается, ему высылается фальшивая страница, замаскированная под страницу известного почтового сервиса или «Куфар Доставку», где просят ввести данные своей карты.
  • Представляются службой поддержки. После того, как пользователь перевел деньги, мошенники могут позвонить ему и, представившись службой поддержки, сказать, что произошла ошибка.  Чтобы вернуть переведенные средства, преступники предлагают перейти на поддельный сайт и опять ввести данные своей карты. Так повторно списываются деньги.
  • Подделывают документы об отправке. Иногда в качестве доказательства отправки товара мошенник высылает ссылку на фишинговую страницу трекинга посылки или скан поддельного документа об оплате. В таком случае лучше обратиться в службу поддержки площадки объявлений «Куфар» или службу доставки.

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, необходимо соблюдать элементарные правила кибербезопасности:

– Не стоит переходить по ссылкам, которые вам высылают в Viber, Telegram, WhatsApp, сообщать кому-то коды из SMS-сообщений от вашего банка, разглашать и высылать трехзначный код с обратной стороны карты, сообщать свои паспортные данные даже под предлогом перевести вам денежный платеж, а также производить предоплату за товар с подозрительно низкой стоимостью, – говорит следователь.