Воссоединение Беларуси — акт исторической справедливости

17 сентября мы отмечаем 83-ю годовщину с того дня, как воссоединились две части насильно разорванного белорусского народа. Много копий сломано некоторыми зарубежными историками в попытках переиначить итоги сентября 1939 г. Зачастую авторы обслуживали те или иные политические интересы, игнорируя факты. Примечательно, что чем дальше уходят события, тем большими домыслами и предположениями они обрастают. Поэтому, отбросив эмоции, напомним общеизвестные факты, подтвержденные документами. А они беспристрастно свидетельствуют: в данном случае восторжествовала историческая справедливость.

Вопреки интересам белорусов

Рассуждая о неправомерности действий руководства Советского Союза в сентябре 1939 года, многие порицатели почему-то (думается, сознательно) опускают один важный вопрос: а как, собственно, Западная Беларусь оказалась в составе Польши? Ведь это не ее этнические земли. Поэтому следует вспомнить, что предшествовало этим событиям.

18 марта 1921 г. был подписан Рижский мирный договор. Он подвел юридическую основу окончанию польско-советской войны 1919-1921 гг. Но что в итоге получила белорусская нация?
Не вдаваясь в подробности, отметим основные итоги. В состав Польши вошла почти половина этнической территории Беларуси – земли бывшей Гродненской губернии, восточные уезды Виленской и западные уезды Минской губерний общей площадью 112,9 тыс. кв. км. В 1931 г. здесь проживало 4,6 млн человек, около 70% из них – белорусы. А в целом непольское население составляло, по разным источникам, до 90%.

Об отношении в Польше к населению Западной Беларуси можно судить по названию края – «восточные окраины». Он включал 24% территории и 13% населения Польши. Имея удельный вес промышленности в 3%, Западная Беларусь постепенно превратилась в отсталую аграрную окраину польского государства, которая использовалось как источник сырья и дешевой рабочей силы, рынок сбыта для польской промышленности. Проводилась политика принудительной полонизации и ассимиляции, религиозной нетерпимости к православному белорусскому населению. В органах местного самоуправления заседали помещики, ксендзы, назначались чиновники польской национальности.

Вот какие цели ставил белостокский воевода Осташевский 23 июня 1939 г. в секретной записке министру внутренних дел: «Выражаясь кратко, наше отношение к белорусам может быть определено так: мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски, ничего взамен не давать и ничего не делать в этом направлении». Для белорусов вводились ограничительные квоты при занятии должностей в государственном аппарате, армии и полиции. Не было и религиозной свободы. Начались прямые захваты православных церквей. Только за один 1930 г. по решению польских судов в костелы было преобразовано 300 православных церквей.

В 1937-1938 гг. в университете им.Стефана Батория в Вильно обучалось 3110 человек, из них православных – 411, в том числе белорусов – 36. Буквально за 3 года после подписания договора были закрыты все белорусские учительские семинарии, число белорусских школ сократилось в 20 раз, гимназий – в 2 раза. А к 1939 г. на территории Западной Беларуси не осталось ни одной белорусской школы.

Пакт Молотова — Риббентропа как вынужденная мера

Отдельно хотелось бы остановиться на заключении Пакта Молотова — Риббентропа. Очень часто этот документ подается как преступное соглашение. Но при этом почему-то забывается, что, например, к моменту его подписания аналогичный договор от 1934 г. с Германией уже существовал у Польши. СССР искал союзников в надвигающейся схватке с фашистской Германией.

Но Англия и Франция всячески затягивали переговоры с Советским Союзом, которые были продолжены в Москве 11 августа 1939 г. Руководство этих стран было уверено, что Гитлер пойдет на Восток. Премьер-министр Великобритании Н.Чемберлен в своем дневнике сделал запись от 30 июля 1939 г.: «Англо-советские переговоры обречены на провал, но прерывать их не следует, напротив, надо создавать видимость успеха, чтобы оказывать давление на Германию».

В то же время в своей речи в Палате общин весной 1939 г. У.Черчилль (ставший премьер-министром в 1940 г., кстати, ярый антикоммунист) заявил: «Мы окажемся в смертельной опасности, если нам не удастся создать великий союз против агрессии. Было бы величайшей глупостью, если бы мы отвергли естественное сотрудничество с Советской Россией». Ему вторил политик Ллойд-Джордж, который, обращаясь к действующему премьер-министру
Н.Чемберлену, предупреждал: «Действуя без помощи России, мы попадем в западню».

Опасаясь, что Англия и Франция могут заключить договор о взаимопомощи и военном союзе с СССР, Гитлер направил личное послание Сталину, предложив ему заключить договор о ненападении. 23 августа Риббентроп доставил в Москву окончательный текст проекта договора о ненападении и секретного дополнительного протокола к нему. Оба документа были подписаны в ночь с 23 на 24 августа 1939 г. К слову, свой проект договора с Германией собиралась представить и Англия, но Гитлер запретил встречу с ее дипломатами.

В Секретном дополнительном протоколе было прописано разграничение сферы интересов Советского Союза и Германии. В соответствии с ним, Западная Беларусь входила в состав БССР. Эти положения были закреплены в Договоре о дружбе и границе между СССР и Германией от 28 сентября 1939 г. А еще западные историки не хотят вспоминать, что СССР отказался от исконно польских земель – Люблинского и части Варшавского воеводства, которые также могли войти в состав СССР.

Приведем еще одно весьма авторитетное мнение. В письме, направленном польскому послу в Лондоне, Л.Джордж писал: «СССР занял территории, которые не являются польскими и которые не были силой захвачены Польшей после Первой мировой войны… Было бы актом преступного безумия поставить русское продвижение на одну доску с продвижением Германии». Как говорится, ни добавить, ни отнять.

Представляются безосновательными и обвинения польских историков в том, что Пакт Молотова — Риббентропа послужил причиной нападения Германии на Польшу. При этом игнорируется факт, что план нападения на Польшу «Вайс» Гитлер утвердил окончательно еще 11 апреля 1939 г. Не стоит забывать и о том, что СССР не сразу вступил в войну, как того требовала Германия. По требованию Гитлера германская сторона сообщила, что в случае дальнейшего упорства СССР на восточных землях Польши будут созданы «новые государства». Еще 10 сентября Молотов заявил немецкому послу Шуленбургу, что если советские войска выступят, то официальная мотивировка этого шага будет следующая: «Польша распадается, и это вынуждает Советский Союз прийти на помощь украинцам и белорусам, которым… угрожает Германия».

17 сентября войска Красной Армии пересекли польскую границу, практически не встречая сопротивления со стороны польской армии, которая была деморализована. Тем не менее, поляки не считали советские войска своим врагом. Ввод войск на территорию Западной Беларуси и Западной Украины советскими и подавляющим большинством белорусских историков обоснованно подается как освободительный поход.

Восстановление исторической справедливости и преобразования

Практически сразу же с приходом Красной Армии в крае начались преобразования. Проводившиеся мероприятия нуждались в статусе закона, придать им этот статус должно было Народное Собрание, которое было решено провести в Белостоке. Ему сопутствовали необыкновенно высокий подъем и активность населения. Комитет по организации выборов утвердил порядок организации Народного Собрания. Объявлялись всеобщие равные прямые выборы при тайном голосовании. Большинство населения добровольно и с большим воодушевлением приняло предложенный сценарий выборов и проведения самого Народного Собрания.

Выборы депутатов прошли 22 октября 1939 г. На избирательные участки пришло 2 672 тыс. человек (96,7% избирателей). Среди избранных депутатов были: 621 белорус, 127 поляков, 72 еврея, 43 русских, 53 украинца, 10 представителей иных национальностей. Работа Народного собрания Западной Беларуси началась 28 октября 1939 г. в Белостоке. Главные вопросы – о государственной власти, о вхождении Западной Беларуси в состав БССР, о земле, о национализации банков и крупной промышленности.

Белорусское Народное собрание провозгласило установление Советской власти на всей территории Западной Беларуси. Единогласно была принята «Декларация о вхождении Западной Беларуси в состав БССР. Верховный Совет СССР законом «О включении Западной Белоруссии в состав Союза Советских Социалистических Республик с воссоединением ее с Белорусской Советской Социалистической Республикой» от 2 ноября 1939 г. юридически оформил воссоединение белорусского народа в едином государстве. Я.Колас сказал, что белорусский народ «как бы вновь родился на свет». Миру явилась новая Беларусь, с другим потенциалом и перспективами. В результате воссоединения территория БССР увеличилась со 125 тыс. кв. км до 225, население – с 4,6 до 10 млн человек. Так были денонсированы положения Рижского мира, восстановлена историческая справедливость.

В декабре 1939 — январе 1940 гг. в Западной Беларуси было введено новое административно-территориальное деление – созданы области (Барановичская, Белостокская, Брестская, Виленская, Пинская) и районы. В результате расширения и технического переоснащения предприятий и новой организации труда рабочих объем валовой продукции в 1940 г. в 2 раза превзошел объем 1938 г. Западная Беларусь превращалась из аграрного региона в промышленный.

Острым, требующим безотлагательного решения, был земельный вопрос. В сельском хозяйстве произошли коренные изменения. Безземельные и малоземельные крестьяне получили из рук Советской власти свыше 1 млн га земли, принадлежавшей ранее помещикам, осадникам и кулакам.

Значительные изменения произошли в национально-культурной жизни западнобелорусского края. Была остановлена целенаправленная политика польских властей, призванная полонизировать белорусов. В большинстве школ преподавание переводилось на белорусский язык. Количество культурных заведений увеличивалось. В городах, местечках, при учебных заведениях открылись библиотеки. Особое внимание уделялось образованию. Уже в 1940-1941 учебном году в 5 учительских институтах западных областей Беларуси обучалось 1311 студентов. В Белостоке открылись педагогический и вечерний институты, в Гродно, Барановичах и Пинске – учительские институты.

В конце декабря 1939 г. в Западной Беларуси было 4192 белорусские школы. В этом же учебном году все дети младшего школьного возраста пошли на занятия, дополнительно – более 100 тысяч детей, которые раньше не могли учиться.

Подводя итоги

Нельзя не признать и тот факт, что лишь в составе БССР белорусская нация получила международное признание. Например, Белоруссия была представлена в ООН. И хотя этому решению СССР есть вполне прагматичное объяснение, в составе Польши в международных организациях она не была представлена.

Хотелось бы привести еще один, но весьма существенный довод: если бы не было 17 сентября 1939 г., наверняка сегодня не было бы и нашего независимого государства – Республики Беларусь. Пожалуй, это тот редкий случай, когда предположение в форме сослагательного наклонения имеет право на жизнь. Ведь это уже свершившийся, проверенный временем факт. Он разрушил еще один миф польских историков о том, что у белорусов не было стремления к созданию собственной государственности.