Историю читательницы «СН» разбирает профессиональный психолог

Публикация статьи с психологом психонаркологического диспансера СЦРБ Валентиной Юдиной «Быть вне зависимости» (в которой речь шла о пагубной алкогольной привычке, влияющей на жизнь самого пьющего и всех его близких людей) вызвала много откликов среди наших читателей. К нам в редакцию пришло письмо от подписчицы Ирины, которая поделилась своей жизненной историей. Девушка рассказала, как сложно ей было расти в семье, где отец злоупотреблял спиртным, и как она старалась выбраться из «капкана» прошлого. Мы решили письмо не оставлять без ответа, с разрешения автора переадресовали его профессионалу своего дела – Валентине Владимировне, которая дала некоторые рекомендации, как справиться с подобной травмой. Надеемся, эти советы помогут человеку, попавшему в затруднительное положение, быстрее сориентироваться и направить свои мысли и действия в нужное русло.

Не говори, не доверяй, не чувствуй…

«Родитель – алкоголик – это что-то стыдное, запретное и обыденное. Стыдное, потому что в детстве кажется: весь город видел, как твой пьяный отец лежал где-то в районе магазина. В гости нельзя никого пригласить, потому что папа может быть пьян либо придет с работы подшофе. Откроешь двери квартиры – а он лежит и спит в коридоре. Конечно, никаких друзей с посиделками.

Запретное, потому что об этом не говорят. Вроде все все знают, но молчат. Лет до 30 я ни с кем не обсуждала алкоголизм отца. Разве что с матерью: когда я уже училась в другом городе, а она рассказывала об очередном его запое. Примерно лет в 18 я укрепилась в мысли, что замуж и не выйду, чтобы не жить так же, как мама: решившаяся на развод только с моим совершеннолетием. Хотя, как оказалось, развестись не значит выписать из квартиры алкоголика.

А в чем обыденность проблемы? Взрослеешь и понимаешь, сколько кругом алкоголиков. Семейные застолья, праздники, отмечание всех возможных поводов… Когда в очередной раз уговариваешь подругу не терпеть гулянки ее мужа, его алкогольные выходные и будни, бесконечные пьяные ссоры. Рассказываешь, что ребенку не стоит смотреть на нетрезвого отца. А в ответ: «Что такого? Все выпивают»… Хотя под всеми и себя надо иметь в виду. У меня в гардеробе белого пальто нет, ни в коем случае себя не оправдываю. Я попробовала алкоголь в 16. И теперь даже если приходит мысль о какой-то генетической предрасположенности к злоупотреблению, не останавливает это меня, когда, например, на встречу с той же подругой я покупаю вино. Прекрасно зная, что алкоголь – мощнейший депрессант, я позволяю себе такой «отдых». Работа, проблемы, задачи – как их решаем мы?

Не детство с алкоголиком развязывает руки. Пить или не пить, каждый решает сам».

Что делать, если вы себя узнали в истории?

Различные факторы могут вызвать проблемы в семье, но самый распространенный – зависимость от алкоголя, комментирует письмо психолог психонаркологического диспансера СЦРБ Валентина Юдина. – Нормальное функционирование семьи становится невозможным. Поведение родителя, который употребляет, находится под влиянием алкоголя, поведение второго родителя определяется реакцией на алкоголика. В семье остается мало эмоциональной энергии для того, чтобы последовательно удовлетворять потребности детей.

Не способные самостоятельно противостоять заболеванию и его последствиям, дети оказываются в «ловушке» и получают эмоциональную травму. Они вырастают, так и не научившись некоторым важным вещам, которые необходимы им во взрослой жизни. Это умение выстраивать отношения с людьми, быть в контакте со своими чувствами и уметь выражать их, обозначать свои границы и уметь их защищать.

Так, например, общими чертами взрослых детей алкоголиков становятся низкая самооценка, недоверчивость, склонность к эмоциональной зависимости, жертвенности в отношениях, внешняя холодность, перфекционизм, неспособность разрешать конфликты. В семье, в которой один или оба родителя зависимы от алкоголя, принято этот факт скрывать от посторонних. Вырастая, такие дети сложно сходятся с людьми, предпочитая держать дистанцию и как можно меньше распространяться. Ребенок алкоголиков не приучен открыто проявлять эмоции и боится показать окружающим свою уязвимость. Какие бы бури эмоций ни раздирали его изнутри, внешне он остается невозмутимым, отстраненным. Дефицит положительных эмоций в детстве, хроническая тревога и страх приводят к блокировке центров, отвечающих за чувственное восприятие реальности. Переживания, не находящие выхода, спустя годы выливаются в психосоматические заболевания. Дети алкоголиков считают себя никчемными и никуда не годными, и поэтому не способны дать отпор агрессорам, манипуляторам и людям, наделенным властью. Они не ощущают опоры внутри себя и постоянно нуждаются во внешнем подтверждении правильности своих мыслей и поступков. Встречаясь с несогласием, сдают свои позиции, принимая точку зрения оппонента.

Часто уже во взрослом возрасте неосознанно находят партнера-алкоголика, сливаясь с ним в эмоциональной зависимости, и принимают это за любовь. Продолжают сохранять отношения даже в том случае, если понимают, что разрушаются рядом с этим человеком. Ведь роль спасателя и жертвы бывшему ребенку алкоголиков знакома и понятна. Часто «сценарий» продолжается… Лишь некоторые из ВДА (взрослых детей алкоголиков — прим.авт.) решают обратиться к психологу.

Для более детального ознакомления с ВДА рекомендую героине письма к прочтению книги Дженет Дж. Войтиц «Взрослые дети алкоголиков: семья, работа, отношения»,  Гравиц и Боуден «Восстановление. Руководство для взрослых детей алкоголиков», Линдси К. Гибсон «Взрослые дети эмоционально незрелых родителей». А сформировать здоровую самооценку, осознать свою значимость и обучится другим недостающим навыкам возможно в индивидуальной либо групповой психотерапии.

Читайте также:

Можно ли жить без алкоголя, рассказывает психолог Светлогорской районной больницы