Где в Светлогорске производят спецодежду

Развитие технологии производства одежды привело к возникновению профессиональных коллективов, в которых отдельный работник специализируется на определенной операции. Это позволило снизить издержки и существенно увеличить количество выпускаемой продукции. Один из ярких примеров – швейно-производственное унитарное предприятие «Светлотекс», которое производит спецодежду, спортивную одежду, спортивную экипировку и изделия из углеродных материалов и другую продукцию. Здесь работает Екатерина Колотович – человек удивительной профессии – раскладчик лекал. Ее главная задача – подготовка ткани к раскрою путем разложения на ней лекал деталей одежды. Для чего это нужно?

Роль раскладчика лекал в общем технологическом цикле производства одежды достаточно велика. При раскладке нужно учесть большое количество факторов, проверить перечень деталей на модель по спецификации. Цена ошибки на этом этапе очень велика. Если какую-то деталь забыли вложить в раскладку и покроили, потом по оттенку ее подобрать невероятно сложно. Если вложили не ту деталь, это чревато тем, что на раскройном столе будет неправильный комплект кроя. В общем, на раскладчике лекал лежит большая ответственность.

Прохожу через швейный участок, поднимаюсь на второй этаж производственного помещения и вхожу в производственно-технологический отдел. Здесь за компьютерами сидят несколько сотрудников, среди которых и Екатерина Колотович. После окончания Гомельского технического училища №20 и получения диплома по специальности «Закройщик легкого платья» она успела поработать в ателье индпошива Житковичского комбината бытового обслуживания. Возможно, так бы и осталась работать в КБО, но от судьбы не уйдешь: вышла замуж и переехала вместе в Светлогорск, где в 1986 году открылось новое производство – Цех товаров народного потребления Завода полиэфирной текстильной нити ПО «Химволокно» имени 60-летия Великого Октября. Все производство состояло из 4-х закройщиков и 8-ми швей. Раскрой ткани осуществлялся вручную. Спустя год – с 1 января 1987 года – в составе ЗПТН открылся цех уже 4-мя конвейерами, где 2 бригады работали в 2 смены, а раскрой осуществляли специальными ленточными ножами.

Сегодня Екатерина Васильевна работает в «Светлотекс» с системой автоматизированного проектирования одежды, которая позволяет разрабатывать лекала и выполнять их раскладки в компьютерном варианте.

– Раньше лекала рисовали на картоне, раскладку делали на столе, инженер производил обсчет, – рассказывает она. – Старались разложить лекала поэкономней, чтобы расход ткани был поменьше и так удешевить продукцию. Сегодня, когда стали работать с системой автоматизированного проектирования одежды (САПР), ситуация изменилась кардинально.

Ранее раскройщик брал нарисованный на бумаге макет раскладки в уменьшенном виде 1:10 и, ориентируясь на него, укладывал лекала в указанном в раскладке порядке и перерисовывал на ткань. Это очень долго. Сегодня готовая раскладка печатается на плоттере. Ее прикалывают на настил и, не тратя время на обрисовывание, сразу делают раскрой по контурам в зависимости от необходимости одновременно на 10-ти или 100 полотнах. Представьте, что раскраивается одномоментно до ста единиц с помощью одной раскладки.

Екатерина Колотович проводит меня в соседнее помещение, где расположилось это чудо техники – плоттер. По сути, это все тот же принтер, но огромного формата – в несколько метров. Сюда с компьютера выводится графическое изображение раскладки, которая печатается в натуральную величину.

Для того, чтобы освоить работу с программой САПР, Екатерина Колотович ездила в 2007 году в Минск на специальные курсы. Ну, а практику проходила на своем производстве, что называется, в боевых условиях, когда работу нужно было выполнить быстро, чтобы была экономия, с соблюдением всех технологических требований, при этом не упускать из виду зазоры и долевую нить, с соблюдением направления раскладки деталей.

– Для каждой детали есть определенное заданное направление, – поясняет Екатерина Васильевна, – которое раскладчик должен соблюдать. Нельзя положить деталь ни под углом, ни поперек, а только в строго заданном направлении – так, как задумано конструктором. Изменения, конечно, допустимы, но лишь в том случае, если это приведет к экономии ткани, и только при согласовании с конструктором и технологом.

– Что влияет на принцип раскладки лекал?

– На этот процесс влияют тип ткани, площадь и вид детали. А на количество раскладок влияет вид изделия. По норме на костюм я должна выполнить за смену  12 раскладок. Мелких – 32 и однопредметных (халаты, блузки, куртки) – 17. Но мы, в принципе, стараемся работать в зависимости от потребностей раскройного участка.

– Насколько часто приходится делать новую раскладку?

– Как только в серию запускается новая модель. Новая раскладка делается еще в нескольких случаях: если, например, изменяется ширина ткани. Сегодня халат кроится из ткани шириной 1 м 30 см, а завтра нужно кроить этот же халат из ткани шириной 1 м 50 см. Мы же не можем просто выкинуть 20 см ткани, поэтому делаем новую раскладку. Или, например, кроится один и тот же халат, но другого варианта – с кокеткой под вышивку. В этом случае увеличивается расход материала. Или заказчик попросил халат с отделочными элементами, например, с красной вставкой. Если бы халат был одного цвета, была бы одна раскладка. Если халат со вставками, то детали нужно кроить  из тканей разного цвета – это уже другая раскладка. В общем, факторов, влияющих на необходимость выполнения новой раскладки, достаточно много. Цель ее одна – сэкономить материал.

– А нельзя ли все ваши расходы забить в конечную цену – переложить на плечи покупателя?

– Нет, нельзя. Рынок сейчас обширен, конкурентов хватает. Поэтому одна из задач – удешевить продукцию, снизить рыночную цену, предлагать покупателю более дешевый товар при высоком качестве. Сейчас время непростое, потенциальный покупатель считает свои затраты, а раскладка на них влияет существенно. Мы все заинтересованы в том, чтобы иметь более дешевое изделие на всех этапах – это помогает выигрывать тендеры. Поэтому, когда удается сэкономить даже 2-3 см, чувствуешь себя великолепно.

– Смею предположить, что такая специфичная профессия проявляется и вне работы…

– Это особенно сказывалось, когда только начала работать с САПР: просыпалась по ночам, вспоминала, куда какую раскладку положила, анализировала, почему что-то легло не так, как положить лучше – мысли даже дома двигались в этом направлении.

Мне предлагают пройти по технологической цепочке производства одежды, чтобы увидеть и убедиться, насколько важен начальный этап – раскладка лекал. Мы спускаемся вниз и идем в раскройный участок. Здесь на огромном столе лежат пачки разных деталей одежды, раскроенных из ткани по раскладке, выполненной Екатериной Колотович. За огромным станком – ленточным ножом – стоит раскройщик Светлана Бурделева. Отработанными движениями она осуществляет раскрой брюк. Дальше крой попадает на швейный участок, где с ним работают швеи.

За отдельным столом контролер службы технического контроля Галина Левченко проверяет качество готовой продукции на отсутствие видимых дефектов, устанавливает сорт.

Наши изделия почти всегда первого сорта, – говорит она.

Вновь поднимаюсь в лабораторию модельеров. И если служба ТК завершает производственный цикл пошива одежды, то здесь он только начинается. Итак, мы вернулись к начальному этапу. Нас встретила модельер-конструктор Елена Дашкевич. Она показала модели новой коллекции: спортивный костюм нового цвета и конструктивного решения, а спортивная куртка впервые в истории «Светлотекс» выполнена из ткани с сублимационной печатью.

– Это и для спортивных команд, и для свободной продажи, – рассказывает модельер-конструктор Елена Дашкевич. Она занимается разработкой новых моделей одежды, ищет новые конструктивные решения, внедряет новые детали и отделку. Далее конструктор изготавливает те самые лекала, которые затем раскладывает Екатерина Колотович. Лишь совместные усилия работников на всех этапах производства позволяют новой прекрасной коллекции спортивной одежды увидеть свет.

Фото: Дмитрий Хомицевич, «СН»