Светлогорец рассказывает, как стал курсантом

Молодой бодрый голос в телефонной трубке по-военному четко и ясно доложил мне, что курсант Дмитрий Фроленко – на месте (у дверей редакции – прим. авт.) и готов побеседовать со мной. Молодой человек чуть более полугода назад закончил СШ №12 г.Светлогорска, а военная выправка уже заметна во всем: и в одежде, и в осанке, но общение было легким и интересным, поэтому время пролетело незаметно.

— Дмитрий, расскажите, как стали курсантом?

— Я не собирался быть военным, искал себя в других профессиях. Когда учился в 10-м классе, к нам в школу пришли представители БГУИРа и рассказали о том, как работает военный факультет в университете. Мне стало интересно, стал искать информацию. Весной началась допризывная подготовка, и там я еще больше заинтересовался. В итоге решил, что поступаю в БГУИР на военный факультет на инженера-связиста. В 11-м классе началось оформление документов, прохождение медкомиссии – и в феврале все было готово, личное дело уже было в университете. В мае за день до последней линейки мне позвонили из областного военкомата и сказали, что есть 5 мест для поступающих по той же специальности, что и в БГУИРе, но только в Санкт-Петербурге. Дали день на раздумья…

Для всех (и для меня) это был шок. Собрались на семейном совете, разузнали подробности и решили, что я поеду. Это был сложный выбор для всех, потому что понимали, что видеться мы будем редко. За неделю оформил все документы, сдал экзамены и стал студентом российской Военной академии связи. Уже 1 августа я был в минской Военной академии связи, где прошел курс молодого бойца. Это испытание прошли не все: первый отчислился через неделю. А я понял, что мне все нравится, мне это по душе. 26 августа принял присягу, а 29 августа уехал в Санкт-Петербург.

А еще я очень стал дорожить минутами, проведенными с семьей. Расставаться было тяжело. Но мама сказала: «Ты принял решение, мы тебя поддерживаем». Конечно, плакала, когда провожала…

— Как проходит жизнь курсанта?

— Жизнь идет по распорядку, каждая минута расписана. Конечно, первый месяц было сложновато: привыкали к физическим нагрузкам, к новому режиму жизни. Мне хватило месяца на адаптацию.

Наша учебная группа состоит из белорусов, казахов, киргизов и таджиков. Они перед поступлением сдают тест на знание русского языка, нам в этом плане гораздо проще. Учиться не тяжело: мне нравится, как работают преподаватели – все понятно, но, конечно, они требовательны. Есть лекции, практические занятия и семинары. Я на лекциях, конспектируя, все понимаю и специально мне ничего учить не надо: главное — понимать предмет. Но первое время были и сложности: мы долго привыкали к климату – болели, поэтому пропускали занятия, приходилось догонять. Первую сессию я сдал успешно.

В академии созданы прекрасные условия и для учебы, и для занятий спортом, ведь физподготовка тоже очень важна. Я занимался в школе плаванием, у меня – 2-й взрослый разряд. Здесь начал ходить в бассейн и попал в сборную академии. Теперь у меня есть допуск в спортзал, и вместо самоподготовки я частенько хожу на тренировки. Спортивная база очень хорошая: залы, площадки на улице, турники для тренировок.

К климату уже привыкли, а вот сна иногда не хватает. Кормят хорошо, есть выбор, можно взять и добавку. Личного времени не очень много, раз в несколько дней по возможности звоню родным.

— Какие бонусы у обучения по обмену?

— Я получаю высшее образование и одновременно служу срочную: 2 дня учебы равны 1 дню срочной службы. После учебы мне обеспечена стабильная работа на 5 лет (отработка). Это будет распределение, но об этом еще рано думать.

На 5-м курсе белорусы, которые учатся в РФ, проходят стажировку в Беларуси в военных частях, а после получения диплома можно получить российское гражданство и служить как в России, так и в Беларуси. Но наши ребята, конечно, возвращаются домой. Ведь это твоя родина, это все твое, родное…

— Как живется белорусам среди других национальностей?

— Нас на курсе 11 белорусов. Учиться вместе еще долго (5 лет), поэтому помогаем друг другу. В других национальных группах «проскакивает» старшинство, но у нас такого нет, мы все равны. Ребята-белорусы со старших курсов нам помогают в учебе, подсказывают как быстрее убраться, навести порядок, с ними комфортно общаться. И мы своих не бросаем, помогаем, если что… От нас белорусов требуют большего, потому что Беларусь – соседнее с Россией государство и от нас многое зависит. И мы стараемся соответствовать.

В академии учатся и ребята — участники боевых действий. Конечно, они делятся своими впечатлениями, рассказывают, как бывает тяжело и страшно. Но мы понимали, куда шли, что может случиться. И к этому готовы.

— Чему уже научила служба?

— Я научился быть самостоятельным, нести ответственность не только за каждый свой шаг, но и за других. Нам иногда дают такую возможность, ставя на какой-то период командиром. Каждый должен научиться отвечать за подчиненных, спрос только с тебя, а ты учишься командовать и общаться с людьми.

— Не верю, что, служа в Санкт-Петербурге, вы не видели города…

— Конечно, это завораживающий город. Увольнение у первокурсников только по воскресениям. Пока погода позволяла, гуляли по улицам Санкт-Петербурга, рассматривали достопримечательности: Эрмитаж, соборы, памятники. Пока ни разу не попали на разводные мосты (когда их разводят, мы уже в это время должны быть в казарме). Но, надеюсь, еще увидим.

В первом увольнении я потерялся в питерском метро. За час до конца увольнения зашел в метро, пересел не на ту ветку, снова пересел, опять не на ту, я три раза приезжал не туда. Почему? Там все одинаковое, метро совсем не такое, как в Минске. Звоню ребятам со старшего курса, они меня по телефону «привели» куда надо. И выяснилось, что я не первый, кто потерялся. Опоздал на 40 минут из увольнения. Офицер спросил, где я был. Честно сказал, что потерялся в метро. Он посмеялся, открыл карту метро, все объяснил – провел полный инструктаж. Честно говоря, я тогда немного испугался…

— Как сейчас смотрит на эту ситуацию семья?

— Когда приехал домой на каникулы, мама плакала, но это были слезы радости. С отцом, конечно, о многом поговорили… Они гордятся мной, хотя и переживают. Время летит очень быстро. Кажется, только уехал учиться, а уже полгода прошло. В следующий раз приеду домой только в августе…

Пройти непростой путь от курсанта до офицера – выбор сильного духом человека. Жесткий распорядок дня, служба, занятия, наряды, редкие встречи с родными – не каждый может справиться с такими требованиями. Но главное, уверен Дмитрий, не надо бояться трудностей, нужно идти к своей цели – и все обязательно получится. Молодой человек готов выполнять главное мужское предназначение – защищать Родину. А по-другому и быть не должно…

Фото: Людмила Ярец, «СН»