Начинается подготовительная неделя к Великому посту

С 12 февраля начинаются подготовительные недели к Великому посту. Каждое воскресенье, которое на церковнославянском языке называется неделя, и каждая неделя, которая называется седмица, посвящены определенным событиям евангельской истории. Они призваны привести нас в определенное умонастроение перед Великим постом. Об этом рассказывает епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии.

12 февраля – неделя «О мытаре и фарисее». С 13 по 20 февраля – 1-я подготовительная седмица к Великому посту.

– Пер­вая подготовительная неделя к Ве­ли­ко­му По­сту на­зы­ва­ет­ся неде­лей «О мыта­ре и фа­ри­сее», – говорит епископ Амвросий. – На­зва­ние она по­лу­чи­ла от еван­гель­ской прит­чи. Ее рассказал Сам Иису­с Хри­стос. Она об­ра­ще­на ко всем, кто твер­до уве­рен в соб­ствен­ной пра­вед­но­сти. Два че­ло­ве­ка при­шли в Храм по­мо­лить­ся – так на­чи­на­ет­ся прит­ча. Один был фа­ри­сей, а дру­гой – мы­тарь. Это совершенно противоположные друг другу люди. Фа­ри­сеи бы­ли ува­жа­е­мы­ми в на­ро­де тол­ко­ва­те­ля­ми ре­ли­ги­оз­но­го Мо­и­се­е­ва За­ко­на – То­ры. Они неукоснительно соблюдали Закон да­же в ме­ло­чах. Фарисеи общение с мытарями воспринимали как осквернение. Фа­ри­сей встал и мо­лил­ся про се­бя так: «Бла­го­да­рю Те­бя, Бо­же, что я не та­ков, как осталь­ные лю­ди – ко­ры­сто­люб­цы, без­за­кон­ни­ки, раз­врат­ни­ки или вот как этот мы­тарь. Я два­жды в неде­лю по­щусь, от­даю де­ся­тую часть все­го, что при­об­ре­таю». А мы­тарь, став по­даль­ше, не смел да­же глаз под­нять к небу и толь­ко бил се­бя в грудь со сло­ва­ми: «Бо­же, ми­ло­стив будь ко мне, греш­но­му!» Но имен­но он, а не фа­ри­сей «ушёл до­мой бо­лее оправ­дан­ным. Ибо вся­кий, кто воз­вы­ша­ет се­бя, бу­дет уни­жен, а кто при­ни­жа­ет се­бя, бу­дет воз­вы­шен».

В неделю «О мытаре и фарисее» мы рассуждаем на тему ис­тин­ного и лож­но­го по­ка­я­ния. Не упо­доб­ля­ем­ся ли и мы ча­сто фа­ри­сею? Об этом умест­но вспом­нить не толь­ко ве­ру­ю­щим, но всем людям. Какие бы добрые дела мы не совершали, они никому не принесут пользы, если у нас будет пагубное душевное состояние.

Мытарь – это сбор­щи­к по­да­тей для рим­ской каз­ны по­сле вхож­де­ния Па­ле­сти­ны в со­став Рим­ской им­пе­рии. Иудей­ский на­род нена­ви­дел мы­та­рей за то, что они слу­жи­ли ок­ку­пан­там и ча­сто поль­зо­ва­лись сво­им «слу­жеб­ным по­ло­же­ни­ем» для лич­но­го обо­га­ще­ния, оби­рая сво­их же со­пле­мен­ни­ков. Са­ма про­фес­сия мытаря счи­та­лась ри­ту­аль­но «нечи­стой», по­сколь­ку налоги сле­до­ва­ло пла­тить толь­ко в Иеру­са­лим­ский храм – един­ствен­ное ме­сто зем­но­го пре­бы­ва­ния Бо­га. Поэтому фарисеи упрекали Хри­ста за то, что Он об­ща­ет­ся с «нечи­сты­ми» мы­та­ря­ми. Прит­ча Спа­си­те­ля бы­ла весьма дерз­ким вы­зо­вом «об­ще­ствен­но­му со­зна­нию»: Он хо­тел ска­зать, что «по­те­рян­ных» лю­дей нет, и по­то­му на­ро­чи­то из­брал в ка­че­стве при­ме­ра ис­крен­нюю мо­лит­ву мы­та­ря, бо­лее угод­ную Бо­гу, чем ли­це­мер­ную молитву фа­ри­сея. «Мы­та­ри и блуд­ни­цы впе­ред вас идут в Цар­ство Бо­жие», – сказал Господь фарисеям (Мф.21:31). Из­вест­но, что еван­ге­лист Мат­фей, один из Две­на­дца­ти апо­сто­лов, был мы­та­рем (Мф.10:3).

С 21 по 27 февраля – 2-я подготовительная седмица к Великому посту – «О блудном сыне».

– У отца было два сына, – продолжает владыка Амвросий, – и меньший из них потребовал у отца свою долю наследства. Отец отдал долю сына. Тот ушел в далекую страну, жил там блудно, всю свою долю промотал и быстро обнищал. В это время начался большой голод. Парень прибился к одному из жителей страны, который послал его пасти свиней. Он рад был наполнить свой желудок даже тем, что едят свиньи, но никто ему не давал. И в этот момент вспомнил, что у его отца много наемников, и всех он кормит хлебом в изобилии. Парень пришел в себя и решил вернуться к отцу. Но понимал, что согрешил против своего отца и уже недостоин называться сыном. Поэтому решил попроситься к отцу, если можно, хотя бы в качестве наемника.

Отец, завидя его издали, выбежал навстречу, приказал слугам дать ему новую одежду, возложил на руку его перстень – знак сыновнего достоинства, велел заколоть упитанного тельца и устроил пир. Тогда старший сын отца обиделся на это: как же так, я никуда не уходил, выполнял все твои указания, работал на тебя, а ты никогда даже козленка мне не дал для того, чтобы мы повеселились с друзьями. А для этого алкоголика и блудника ты целый пир устроил. Отец ответил старшему сыну: ты всегда со мною, и все, что мое – это твое. А младший сын был мертв и ожил, и поэтому такое пиршество.

Эта притча – о том, как милостивый Господь ждет человека, ждет его покаяния, ждет, когда он придет в себя. Она о каждом человеке, живущем на земле. Человек создан Богом свободным. Поэтому он может от Бога уйти, а может с Богом остаться. Но когда человек удаляется от Бога, он поступает на службу к дьяволу. И в притче об этом сказано, когда он промотал все свое наследство, «пошел, пристал к одному из жителей страны той». А страна, которая так далека от Отца Небесного – это мир страстей. Там, где нет Бога, там царство дьявола. Житель, к которому «пристал» парень, послал его пасти свиней. В этой притче под свиньями разумеются страсти, которые человек приобрел взамен добродетелей, заложенных в нем Самим Богом. Вместо милосердия, смирения, молитвенности, воздержания, вместо благости, веры, любви, послушания в нем растут гордость, тщеславие, зависть, блудность, осуждение, злоба, злопамятность, чревоугодие, объедение, сребролюбие, жадность, осуждение – множество свиней в его душе. Он их пасет, старается прокормить, но голод его от этого не проходит. Таков закон духовной жизни: сколько ни пьешь – не напьешься; чем больше съел в понедельник, тем больше хочется во вторник; чем больше денег копишь, тем больше тебе надо. Страсти греховные, которые человек пасет в своем сердце, не насыщают его, невозможно насытиться грехом. Поэтому он оставался голодным.

И тут произошло чудо: коснулась сердца блудного сына благодать Божия. Он решил, что лучше работать последним рабом у своего отца и питаться его пищей, чем в далекой стране служить дьяволу и кормить свои страсти, которые все равно не насытить. Отец простил ему все, восстановил в сыновнем достоинстве, заклал тельца и устроил ради него пир. Под тельцом разумеется Евхаристия. Это образ Христа, Который заклался за наши грехи, и от вкушения Его Тела мы получаем благодать Божию. А пир – это есть Божественная литургия, Тайная вечеря в Царствии Небесном, которую мы совершаем.

Эта притча про нас с вами. Живя по своим страстям, мы уходим от Бога в страну страстей, постоянно изменяем Ему, но каждый раз, когда мы приносим Ему покаяние, Он готов нас простить, потому что все мы изначала являемся сынами Божиими. Это сыновство подается нам крещением. И мы вновь и вновь можем участвовать в пире Сына Божия, Пресвятой Троицы, причащаться Святых Христовых Тайн. Вот такую благодать дает нам Господь.

С 27 февраля по 5 марта – седмица cырная (мясопустная). 27 февраля – неделя «О Страшном суде».

– Третья подготовительная седмица перед Великим постом называется сырной. В просторечьи ее еще называют масленицей. С этого времени из употребления исключается мясо, а вкушают только яйца и молочные продукты. При этом нужно понимать, что масленица – это преддверие Великого поста. А потому необходимо во всем поступать гораздо воздержаннее. В эти дни лучше молиться, сетовать о совершенных грехах, а уж никак не праздновать масленицу.

Неделя «О Страшном суде» посвящена отрывку из Евангелия, когда Христос придет на землю во Второе Пришествие. Перед Ним соберутся все народы, и Он отделит хороших от плохих. Хороших заберет в Свое Царство, а плохих отправит в вечный огонь, уготованный дьяволу. Первый раз Господь пришел спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда. По словам Самого Спасителя, во время Последнего Суда нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, сколько мы молились или постились, а только о том, накормили ли мы голодного? Дали попить жаждущему? Пустили переночевать странника? Дали одежду нуждающемуся? Посетили больного в больнице, а заключенного в тюрьме? Вот о чем нас буду спрашивать. А не о том, сколько земных поклонов мы отбили или сколько раз вычитали вечернее правило. Этот отрывок о том, что мы, не являясь мучениками или святыми, можем достигнуть Царства Небесного простой человеческой помощью – если накормим голодного, напоим жаждущего, приютим бездомного, посочувствуем больному, посетить заключенного – это то, что может сделать любой человек.

Господь осуждает плохих не за нераскаянные страшные грехи неверия, блуда, воровства, колдовства, убийства, а за то, что они не сделали. Мы видим этот грех неделания во всех притчах о Суде: неразумные девы не позаботились принести елей. Священник и левит прошли мимо раненого человека, в отличие от самарянина. Неверный раб был наказан за то, что зарыл талант в землю и не приумножил его. Все, кто на Страшном Суде оказался по левую сторону от Господа, отринуты за то, что не помогли тому, кто нуждался в помощи.

Единственное, что требуется для торжества зла – чтобы хорошие люди ничего не делали. Поэтому самое худшее на земле – нравственный и духовный паралич верующих людей, неспособных послужить «одному из меньших сих». А ведь мы должны помнить, что Суд начнется с Дома Божьего – Церкви.

5 марта – Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье.

– В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­след­нее вос­кре­се­ние пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ет на­зва­ние «Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния», – говорит владыка Амвросий. – В этот вос­крес­ный день мы вспоминаем момент, ко­гда Адам и Ева бы­ли из­гна­ны из райского са­да, чтобы понять, что на­хо­дим­ся на греш­ной земле. Но не по­то­му что ее Бог та­кой со­здал, а по­то­му что че­ло­век ее та­кой сде­лал. Мы не долж­ны за­бы­вать, что мы не в Цар­стве Бо­жьем, а на зем­ле, где нет смыс­ла ждать ни свет­ло­го бу­ду­ще­го, ни рая – его здесь нет. И мы, как Адам, пла­чем по раю, по бла­жен­ству, по Цар­ству Небес­но­му, чтобы в этом со­сто­я­нии пла­ча вой­ти в Ве­ли­кий пост.

Но, преж­де, чем при­не­сти Гос­по­ду на­ши по­дви­ги по­ста, мо­лит­вы, по­слу­ша­ния, мы долж­ны вспом­нить, есть ли оби­жен­ные на­ми. То­гда на­до пой­ти и при­ми­рить­ся с ни­ми, и толь­ко по­том на­чи­нать Ве­ли­кий пост, чтобы пред­сто­ять бла­го­го­вей­но пе­ред Бо­гом с чи­стым серд­цем.

6 марта – начало Великого поста.

Перевод