Статус СОП: как вернуть семью к жизни?

Какова ситуация с семейным неблагополучием в нашем районе, рассказывает Виктория Ковальчук, директор ГУО «Социально-педагогический центр Светлогорского района».

– С 2019 года наша система была преобразована: ранее выявлением СОП в основном занимались учреждения образования, все решения принимались по рекомендациям совета профилактики. С 15 января 2019 вышло новое Постановление Совета Министров Республики Беларусь №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». То есть, сейчас в этой работе задействованы самые различные ведомства, – пояснила Виктория Ковальчук.

В соответствии с новым положением СПЦ готовит документацию для снятия или постановки семьи в СОП, а функция признания либо отмены этого статуса возложена на координационный совет. В него входят представители более 10 структур – здравоохранения, учреждений образования, КДН, управления по труду и занятости населения, ТЦСОН, РОВД, наркологического диспансера, служб ЖКХ, РОЧС и т.д. На заседании КС рассматривается ситуация в семье, затем проводятся мероприятия, необходимые для урегулирования возникшей проблемы. 

Критерии социально опасного положения

– Когда от какой-либо из служб поступает информация о неблагополучии в семье, учреждение образования реагирует на поступивший сигнал, проводится социальное расследование, которое должно подтвердить или опровергнуть сообщение, – поясняет Виктория Борисовна. – Результатом предварительной работы становится заседание совета профилактики. Если факты подтверждаются, материалы направляются в координационный совет. К слову, решение КС формируется в результате кропотливого анализа фактов и не всегда подтверждает выводы совета профилактики учреждения образования.

Первый из критериев – ситуация, когда родители не занимаются должным образом воспитанием и содержанием детей. Например, не выполняются рекомендации медицинских работников по обследованию либо лечению ребенка. Еще один важный вопрос – достаточность питания ребенка. Особое внимание уделяется детям до 3-х лет, поскольку их патронажем занимаются медики, которые при посещении семьи обращают внимание на рацион питания.   

Еще один важный момент – получает ли ребенок образование.

– У нас на учете состоит семья, в которой родители, ссылаясь на ситуацию с ковидом, не отпускают детей в школу, считая, что это навредит их здоровью, – рассказывает Виктория Ковальчук и приводит еще один пример: – В Кодексе о браке и семье есть норма, в соответствии с которой родители должны зарегистрировать ребенка в течение 1 месяца после его рождения. С 2019 года она прописана в критериях, определяющих ситуацию в семье. Такие случаи уже были: по этому признаку семья признана находящейся в СОП. Однако родители зарегистрировали ребенка, поэтому этот статус будет снят.

Также Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №22 более конкретно определена ситуация, когда дети осуществляют самовольные уходы и родители не контролируют их местонахождение. Все эти факты рассматриваются в Комиссии по делам несовершеннолетних и по ним обязательно проводится социальное расследование. Но не всякий уход ребенка из дома влечет за собой постановку семьи в СОП, так как изучаются конкретные причины и обстоятельства произошедшего.  

Основанием для сигнала о неблагополучии также является несоответствие жилья нормам пожарной безопасности. Например, смотровая комиссия зафиксировала, что печное отопление находится в аварийном состоянии либо электропроводка несет угрозу безопасности дома и детей.  

Это не приговор, но …

Итак, семья находится в статусе СОП. Насколько это серьезно и как жить дальше?

– Это очень серьезный повод для горе-родителей задуматься о ситуации и путях выхода из нее. Но многое зависит от того, насколько они готовы сотрудничать с различными службами. Ведь, к сожалению, далеко не все идут на контакт, кто-то продолжает по инерции вести прежний образ жизни, – отмечает Виктория Ковальчук. – Но для того, чтобы был снят статус СОП, необходимо выполнить ряд действий. Все эти требования Координационного совета просты, и результат зависит только от родителей, поскольку в большинстве случаев требуется изменить к лучшему условия проживания ребенка. Ведь его изъятие из семьи – крайняя мера, на которую КС решается, лишь испробовав все возможные способы вернуть жизнь в ней в стабильное русло.

Виктория Борисовна уточняет: в среднем с семьей ведется работа на протяжении 6 месяцев. К сожалению, есть и такие родители, которые даже через год не становятся на путь исправления. Чаще всего проблема состоит в том, что они злоупотребляют спиртными напитками, игнорируют при этом рекомендации Координационного совета посещать нарколога, психиатра, устроиться на работу. Чаще всего на предложения о работе у них находятся доводы, почему это невозможно.

– Например, есть семья, которую сопровождает СПЦ. Мать находится в декретном отпуске. Условия проживания – нормальные, но отец не трудоустроен, состоит на учете у нарколога, рекомендациям врача не следует. Полтора года работы с ним результата не дали, поскольку он находит объяснения своему бездействию, семья живет на детское пособие, – описывает ситуацию Виктория Борисовна.

В работе радует положительный результат

Несмотря на то, что в отдельных семьях очень сложно изменить ситуацию к лучшему, в целом эта непростая, кропотливая работа имеет  хорошие результаты.

– Если смотреть статистику количества семей, в которых достигли положительной динамики, можно отметить нестабильность в цифрах. Но это свидетельствует лишь о том, что с некоторыми из родителей приходится работать больше обычного. Это не значит, что там критическая ситуация, но процесс выхода из подвешенного состояния затянулся. На протяжении полугода около 70% таких семей общими усилиями мы возвращаем к нормальной жизни, – констатирует факт Виктория Ковальчук.

Есть сложности, но есть и приятные моменты. И всех тех, кто по долгу службы и зову сердца старается изменить ситуацию к лучшему, радует каждая семья, которая обрела для себя новый смысл жизни. Значит, дети будут расти в нормальной обстановке.

– Удовлетворение приносит осознание того, что мы смогли помочь ребенку, поставив на путь истинный родителей, – признается Виктория Борисовна. А ведь это и есть главный результат непростой, но такой необходимой работы.

Перевод