О заболеваниях сердца, печени или щитовидной железы мы говорим часто. Бронхит, гастрит, радикулит и другие – это те заболевания, которыми не стыдно болеть, о тяжести которых можно поговорить, не боясь, что про тебя подумают. При первых же подозрениях мы обращаемся к врачу и не видим в этом ничего постыдного. А вот о психологических проблемах людей почему-то умалчивается. К тому же, человек сам стесняется, боится и не хочет о них говорить.
Чем могут помочь психиатры-наркологи, психологи и психотерапевты? Как справиться с печалью, горем и утратой, как «не запустить» депрессию, – дает разъяснения заведующий психонаркологическим диспансером Светлогорской ЦРБ Марина Щербина.
Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь детское уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия.
– У детей, один из родителей которых страдает психическим заболеванием, например, депрессией, риск заболеть депрессивным расстройством до 20-летнего возраста возрастает на 50%, – отмечает Марина Васильевна. – Данные указывают на то, что передача психических расстройств от одного поколения другому является результатом взаимодействия генетических, биологических, психологических и социальных факторов, действующих как во время беременности, так и в младенческом возрасте. Вмешательства, предотвращающие передачу психических расстройств от одного поколения другому, нацелены на факторы риска и защиты, например, на расширение объема знаний о заболевании у членов семьи, повышение психосоциальной устойчивости детей, улучшение взаимодействия между родителями и ребенком в семье, стигму и социальную сеть поддержки. Однако наличие у одного из родственников психического заболевания вовсе не означает, что оно обязательно передастся по наследству.
О наличии проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей и интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100%-го свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя советам специалистов. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка, его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный серфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
Когда дело касается психического состояния ребенка, родители часто ударяются в одну из двух крайностей: либо не обращают внимания на проблему, либо раздувают из мухи слона.
В каких же случаях стоит насторожиться? В первую очередь, при резком изменении поведения. Если ваш активный и общительный ребенок стал пассивным, сузил круг общения, а друзей заменил на телефон, стоит насторожиться.
– В любом случае обособленный ребенок – это не норма. У любого, даже самого флегматичного или меланхоличного ребенка обычно есть такой же товарищ. Если ребенок ходит понурый и необщительный, не стоит паниковать и искать у него симптомы депрессивных расстройств. Однако это может говорить о проблемах личностного или психического расстройства, – отмечает врач.
Если у человека есть проблемы с психическим здоровьем и он не проходит лечение, круг все равно замкнется на психиатрической службе.
– Отрадно признавать, что обсуждение проблем психического состояния человека становится более открытым, – подчеркнула Марина Васильевна. – Однако проблемы есть, проблемы общие. Если самостоятельно найти выход в сложной ситуации не удается, обращайтесь к психиатру-наркологу, психологу. Не надо стесняться, не скрывайте, не делайте вид, что ничего не произошло. Не надо доводить свою болезнь до каких-то ярко выраженных проявлений, с которыми бороться намного сложнее, чем с первичными симптомами.