Госстройнадзор о нарушениях и ответственности

Предприятиями и организациями республики активно осуществляется работа по обеспечению выполнения поставленных задач по строительству и капитальному ремонту объектов промышленности, жилья и инженерно-технической, а также социальной инфраструктуры.    

В настоящее время на регистрации в инспекция Департамента Контроля и надзора за строительством по Гомельской области только по Светлогорскому и Октябрьскому районам зарегистрировано порядка 48 объектов строительства и капитального ремонта.

По итогам 9 месяцев наблюдается общее снижение количества объектов с превышением нормативных сроков строительства в сравнении с 2021 годом.

В июне 2022 года был обеспечен своевременный ввод в эксплуатацию такого значимого для региона объекта, как цех по производству медицинских перчаток в ОАО «СветлогорскХимволокно». В настоящее время осуществляется ввод молочно-товарной фермы на 600 голов дойного стада в филиале «Дубрава-агро» РУП «Гомельэнерго» в н.п.Заречье Светлогорского района.

Введен в эксплуатацию многоквартирный жилой КПД №19 в микрорайоне №8 г.Светлогорска (2 очередь строительства) (118 кв.). С начала года силами КЖУП «Светочь» проведены работы и осуществлен ввод в эксплуатацию 9 жилых домов, после капитального ремонта. До конца года должны быть завершены работы еще по 6 домам.

Осуществляются работы по реконструкции путепровода через железную дорогу по ул. Шоссейная в г. Светлогорске, на стадии подготовки к началу строительства объект «Центр игровых видов спорта. Первая очередь – ледовый дворец».

Однако имеют место проблемы, осложняющие осуществление строительной деятельности. Возникает много вопросов к качеству проектной документации, особенно это касается объектов капитального ремонта и реконструкции, а также к оперативности работы проектных организаций в части урегулирования данных ситуаций, что сказывается на соблюдении нормативных сроков строительства.

Инспекция Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области напоминает руководству служб заказчика и подрядчика о необходимости качественной инженерной подготовки к производству работ с детальным рассмотрением проектной документации до начала строительства для своевременного выявления и решения возникающих вопросов.

Также имеется ряд вопросов по обеспечению подрядных организаций и ознакомлению персонала с требованиями ТНПА в части выполнения отдельных видов работ. Часто на объектах строительства в стадии выполнения работ отсутствуют, либо не актуальны технологические карты на выполняемые виды работ. Персонал не ознакомлен с требованиями ТНПА. Низкая степень контроля со стороны линейных ИТР за производством работ. Все вышеозначенные факты в конечном итоге ведут к нарушению технологии и снижению качества производства работ.

Так с начала 2022 года в ходе проведения контрольных мероприятий на строящихся объектах, к административной ответственности за нарушение требований ТНПА в строительстве привлечены к административной ответственности 25 представителей субъектов хозяйствования, в том числе 2 представителя технического надзора.

Отдельное внимание необходимо обратить на культуру производства работ по объектам. В соответствии с требованиями СН 1.03.04-2020 «Организация строительного производства» п. 4.13, ограждение строительной площадки выполняется с использованием типовых элементов и решений, сплошным (без разрывов), высотой не менее 2 м и со степенью светопрозрачности от 50 % до 100%, с обязательным устройством козырьков в местах прохода людей. Кроме того, сбор строительных отходов с этажей объекта строительства и со строительной площадки должен осуществляться в контейнеры для отходов. Часто подрядные организации пренебрегают данными требованиями. В связи с чем, за 9 месяцев текущего года, только за нарушение требований по содержанию строительной площадки, к административной ответственности привлечены 17 представителей подрядных организаций.

Необходимо акцентировать внимание заказчиков на соблюдении процедуры приемки объектов в эксплуатацию. Данный процесс регламентирован Постановлением Совета министров Республики Беларусь №716 от 6 июня 2011года. В частности, в соответствии с п.22 главы 2 срок рассмотрения документов по выдаче заключения о готовности объекта к вводу инспекцией Департамента Контроля и надзора за строительством составляет 15 дней с момента подачи.

Кроме того, необходимо напомнить, что в Беларуси упрощен порядок приемки в эксплуатацию некоторых самовольных построек, возведенных гражданами. Данное решение закреплено Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2022 г. № 253, который вступил в силу с 1 сентября 2022 г. и действует до 1 января 2025 г. Местным распорядительным и исполнительным органам власти предоставлено право разрешать принимать в эксплуатацию без наличия разрешительной документации на строительство (разрешения на реконструкцию) и (или) проектной документации объекты строительства. К объектам строительства отнесены одноквартирные жилые дома и нежилые капитальные постройки пятого класса сложности на придомовой территории.

Объекты строительства должны быть возведены (реконструированы) гражданами на земельных участках, права на которые у них возникли до 1 сентября 2022 г.

Государственный строительный инспектор Инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по Гомельской области И.Л.Мельников

Перевод