Как не стать жертвой интернет-мошенников: полезные советы от Светлогорского районного отдела Следственного комитета

Киберпреступники очень изобретательны. Чтобы заполучить чужие деньги и личные данные, они выдают себя за разработчиков браузеров или приложений, прикидываются банкирами или даже вашими друзьями. Сейчас даже обычная покупка или продажа в интернете может оказаться небезопасной для вашего кошелька. Следователь Светлогорского районного отдела Следственного комитета Кирилл Ковшар рассказывает, как чаще всего можно попасться на уловки кибермошенников и как избежать неприятных инцидентов.

– Не теряет свою актуальность завладение реквизитами банковских карт с помощью фишинговых интернет-страниц, имитирующих популярные площадки объявлений. Через различные мессенджеры с гражданами, разместившими на площадке объявление о продаже различных товаров, велась переписка. В ходе общения потерпевшим предлагалось перейти по ссылке на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей торговой площадки, и ввести реквизиты своей банковской карты для якобы отправки на их счет предоплаты. После ввода данных денег продавец не получал, а с его банковской карты списывались имеющиеся на ней денежные средства, – рассказывает Кирилл Ковшар.

Зафиксированы и случаи, когда гражданам предлагается оформить доставку товара почтой. Схема аналогичная: злоумышленники присылают фишинговую ссылку сайта, схожего с сайтом РУП «Белпочта», на котором якобы оформлена их «сделка». После указания всех реквизитов банковской карты со счета продавца также списываются деньги.

Также большое количество уголовных дел возбуждено по факту хищения денежных средств лжесотрудниками банков. Злоумышленники звонят потерпевшим на мобильные телефоны, представляются работниками различных банков и под вымышленными предлогами запрашивают реквизиты банковских платежных карт и паспортные данные. В результате доверительного общения граждане лишаются своих сбережений.

В практике следователей зафиксирован еще один способ совершения противоправных действий в сфере информационных технологий – злоумышленник после несанкционированного доступа к странице в социальной сети рассылает пользователям, находящимся в разделе «Друзья», сообщение с просьбой об оказании помощи в переводе денежных средств под различными предлогами. После чего входит в доверие и, якобы для перевода им денежных средств, просит сообщить реквизиты банковской платежной карты и коды из поступивших на мобильный телефон смс-сообщений или присылает ссылку на фишинговую (поддельную) страницу, внешне схожую со страницей банка. Пользователь, не догадываясь о преступности намерений, сообщает запрашиваемую информацию или вводит данные, в результате чего злоумышленник получает доступ к карт-счету и совершает хищение имеющихся на нем денежных средств.

– Никогда не сообщайте свои личные данные незнакомым людям, будьте осторожны. О возможных вариантах кибермошенничествах расскажите вашим родственникам и знакомым, особенно пожилым людям, – заключает следователь.

В очередной раз следователи просят граждан быть бдительными:

  • при использовании торговой площадки Kufar совершайте все действия исключительно на самой платформе объявлений;
  • не переходите по ссылкам, которые высылают неизвестные собеседники;
  • не предоставляйте третьим лицам сведения об учетной записи в интернет-банкинге и мобильном банкинге;
  • никому ни под каким предлогом не передавайте реквизиты своих банковских карт, в том числе CVV-код;
  • если вам звонят с подобными просьбами, представляясь сотрудниками банка, прекратите данный разговор и при необходимости перезвоните в клиентскую службу вашего банка (номер указан на банковской карте) для уточнения всех вопросов;
  • помните, что сотрудник банка никогда не будет получать информацию у клиента о ее полных реквизитах, тем более посредством телефонного звонка;
  • в случае утери банковской платежной карты обратитесь в банк для ее блокировки;
  • если все же вы стали жертвой киберпреступников, немедленно обратитесь в правоохранительные органы.
Перевод