Как разговаривать с ребенком, которого подозревают в употреблении наркотиков

Характерные изменения во внешности, поведении, привычках, успеваемости могут натолкнуть родителей на мысль, что в жизни их чада происходят некие изменения. Маловероятно, что неряшливый внешний вид и угасание интереса к хобби связаны с новой любовью. А что если ребенок начал употреблять наркотики? Не рекомендуем бросаться в крайности и обвинять подростка во всех грехах, но предложить теплую и откровенную беседу стоит. Как разговаривать с ребенком в таких случаях, корреспондент БЕЛТА поинтересовалась у заведующего 18-м наркологическим отделением Республиканского научно-практического центра психического здоровья Сергея Марчука.

По его словам, в ведении беседы с ребенком, который, возможно, попробовал наркотики, есть определенные тонкости. Как минимум нельзя на него давить. Если подросток поймет, что любая его ошибка каким-либо образом наказывается, что родители в очень жестких, директивных формах на него давят, он замкнется. Доверительной беседы не получится. Однако родителям нельзя допускать и бездействия либо крайней степени лояльности. Абсолютная безнаказанность провоцирует негативный эффект: не получая наказания, ребенок будет считать, что и употребление наркотиков может пройти бесследно.

С чего начать

«Наиболее правильным решением (которое примут родители, подозревающие ребенка в наркопотреблении. — Прим. БЕЛТА) будет диалог — спокойный, в домашней семейной обстановке, в мягком тоне, без ярких эмоций. Нужно расспросить ребенка и сказать ему о своих подозрениях. Стоит указать, что именно изменилось в поведении, общении, эмоциях, переживаниях, и предложить поделиться. Важно поинтересоваться проблемами, которые подросток, возможно, стесняется озвучить», — сказал Сергей Марчук.

Родителям стоит предупредить ребенка, что они не будут его упрекать, а этой беседой искренне хотят помочь. Если ребенок пребывает в теплой обстановке и чувствует, что разговор состоится в доверительной форме, он поделится переживаниями вне зависимости, было употребление или нет. Не исключено, что подросток просто испугался, попав в компанию, где ему предлагали наркотики, хотя он и отказался.

«Если ребенок раскрывается — замечательно. Значит, можно предпринимать следующий шаг», — отметил Сергей Марчук. Он посоветовал очень дипломатично, аккуратно поинтересоваться у подростка, допускает ли он возможность обратиться к специалисту за психологической помощью. Обязательно стоит подчеркнуть, что такая помощь будет оказана абсолютно анонимно.

Например, обратиться на консультацию можно к психологу, детскому врачу, психиатру-наркологу или психотерапевту. Специалисты этого профиля работают в центрах, дружественных подросткам, подростковых отделениях наркодиспансеров. Психологи-психотерапевты принимают и в частном порядке. Каждый из этих специалистов проведет работу индивидуально, тет-а-тет, поможет подростку поделиться переживаниями и эмоциями, а это позволит оказывать профессиональную помощь.

Что касается центров, дружественных подросткам, они работают на базе обычных детских поликлиник, поэтому не происходит стигматизации ребенка, что немаловажно. Ребенок идет в обычную поликлинику, но в этот раз не к педиатру, а другому специалисту, который может дать полноценную и качественную консультативную помощь.

«Ребенку важно понимать, что для него не будет никаких социальных последствий. Вместе с тем он получит должное уважение к себе, поскольку не побоялся раскрыться. Именно так: его не накажут, а предоставят медицинскую психологическую помощь», — сказал Сергей Марчук.

По его словам, все работающие с подростками по этому направлению специалисты имеют огромнейший опыт, накопленный за десятилетия взаимодействия конкретно с этой когортой людей. Зачастую консультация, которая будет оказана психологом или психотерапевтом такого учреждения, окажется более качественной, доступной и грамотной не только для ребенка, но и родителя.

Если ребенок не готов идти к психологу

«Каждый психолог скажет: в этом мире не существует человека, с которым невозможно говорить, тем более если это ребенок или подросток», — заметил Сергей Марчук. Он уверен: если ребенок не захотел обратиться к психологу, значит, ему не так преподнесена информация. Либо он почувствовал в преподнесенной ему информации некую опаску или попытку в чем-то его уличить.

Диалог с ребенком не должен строиться на подозрении. Например, родитель может сказать: «Для нас важна и ценна эта беседа, потому что мы хотим вместе с тобой, бок о бок, решать нашу совместную семейную проблему». Такие теплые взаимоотношения способствуют доверительному разговору. И ребенок не увидит никакой угрозы в попытке оказать ему консультативную помощь.

Когда стоит заволноваться

Сергей Марчук пояснил, на какие признаки важно обращать внимание родителям, братьям и сестрам, педагогам, воспитателям различных учреждений. Так, если подросток начинает употреблять наркотические вещества, меняется его поведение. Общительный, всесторонне развитый и активный ребенок, например, резко уходит в интернет-общение или общение через мессенджеры. При этом взрослые могут заметить в лексике различные странные слова, термины, формулировки. В целом меняется круг общения.

Ребенок перестает уделять прежнее внимание занятию спортом, своему здоровью, питанию, учебе, хобби, достижениям в учебе. Меняется его внешний вид. Подросток, который всегда ходил, условно, в поглаженной рубашке и чистой майке, часто надевает одежду, не подходящую по погоде, с длинными рукавами, капюшоном. Тем самым он может скрывать возможные следы инъекций.

«Почему многие наркопотребители носят закрытую одежду? При потреблении наркотических веществ наблюдается повышенная чувствительность ко всем внешним раздражающим факторам — свету, звуку, ярким вспышкам и т.д.», — пояснил Сергей Марчук.

Более того, в комнате ребенка можно заметить посторонние предметы: различные свертки, фольгу, трубочки. Внимательный родитель также обратит внимание на странную переписку в чатах. «Это повод для того, чтобы как минимум посадить ребенка рядом с собой и провести минимальную беседу. Возможно, ребенку не хватает внимания и диалога. А в теплом семейном кругу он может поделиться, раскрыться и сам попросить помощи, если будет понимать, что у него действительно есть проблемы», — отметил эксперт.

Все проблемы из семьи?

В последнее время среди молодежи наркопотребители и распространители стали встречаться гораздо чаще. Как и прежде, основная причина кроется в окружении. Наркотики могут распространяться, например, на флэтах и вписках. А если посмотреть глубже, то корень всех бед, возможно, в некорректных отношениях в семье.

«Замечено, что наркотики потребляют дети, которые воспитываются в семьях, для которых характерен холодный формат воспитания, где родители не интересуются ни интересами своего ребенка, ни увлечениями, ни хобби, ни успехами в учебе, ни окружением. Зачастую дети не получают от родителей нужных им эмоций и теплоты, поэтому ищут их в молодежном коллективе, соглашаясь на употребление наркотиков», — пояснил Сергей Марчук.

Некоторые пациенты описывают диаметрально противоположную ситуацию: в семье была гиперопекающая обстановка, до совершеннолетия ребенка все решения за него принимались родителями, они определяли увлечения, интересы, учебу, круг общения. К 18-летию, к поступлению в университет, молодой человек фактически не умеет самостоятельно принимать решения, не умеет отвечать за свою жизнь, здоровье, питание и досуг. Неорганизованным детям тяжело дать отпор, поэтому они не могут отказаться от предложения наркотиков.

К тому же подростки не всегда понимают: даже разовое потребление не проходит бесследно, подчеркнул эксперт. Не бывает легких или тяжелых наркотиков — все формируют зависимость, причем происходит это очень быстро.