Беседуем с водителем самого популярного среди светлогорцев транспорта

Накануне Дня автомобилиста Сергея Евдаша за многолетний и добросовестный труд наградили Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций

Водитель городского автобуса филиала «Автобусный парк №5» ОАО «Гомельоблавтотранс» Сергей Евдаш – коренной светлогорец. После окончания учебы в СШ №11 поступил на работу в автобусный парк учеником автослесаря. В течение 3-х лет постигал азы автомобильного ремонта, копил знания, опыт и навыки. Под его руководством Сергей впервые снял для ремонта коробку передач и получил одобрение наставника.

Работа у молодого автослесаря спорилась, устройство автобуса он изучил досконально, технические знания приобрел основательные, но иногда представлял себя в другой роли – водителя автобуса. Мечтал, как сядет за руль большой машины и повезет людей. Однажды столкнулся в ремонтной зоне с начальником колонны Светланой Красницкой. Подошел к ней и спросил о возможности трудоустройства водителем автобуса. Та обещала содействие, и вскоре после согласования с директором Сергея перевели в стажеры водителя автобуса.

Первая, как говорят профессионалы, «нулевая ездка» осуществилась в 5 утра от автопарка до автостанции. Дорога в столь ранний час не загружена. От Сергея требовалось почувствовать габариты ЛАЗа, понять, как ведет механическая коробка передач, как реагирует автобус на педаль газа. Конечно, Сергей волновался. Боялся не так повернуть, кого-то зацепить, что-то снести такой махиной. Ведь в ДОСААФ он учился на КАвЗе, который в 2 раза меньше. Но после завершения первой самостоятельной поездки чувство страха сменилось эйфорией. Сергей справился с заданием, и это определило его дальнейшую судьбу. Хотелось вновь сесть за руль и ощутить мощь этой поразительно живой машины.

Первый самостоятельный рейс вместе с пассажирами он совершил до Шупеек. Сергей вспоминает, что его голова вращалась на 360 градусов, обращая взор то на дорогу, то в зеркала заднего вида, то в салон. Ответственность за людей, вверивших ему свои жизни, запечатлелась навсегда.

В марте 2024 года общий водительский стаж Сергея Ивановича достигнет 20-летнего срока. Сегодня он является водителем городского автобуса. «Водитель автобуса – это очень серьезно», – таково мироощущение Сергея Ивановича. Он должен помочь людям добраться на работу, в больницу, в гости и отвечает за их жизнь и здоровье.

– Я наслаждаюсь своей работой, – говорит Сергей Евдаш. – Но она не такая легкая, как может показаться на первый взгляд. Водителю нужно держать под постоянным контролем не только движение своего автобуса, но и транспортных средств, движущихся со всех сторон, контролировать происходящее в салоне, постоянно делать скидку на габариты автобуса. И хотя опыт у меня уже достаточно большой, порой сталкиваешься с ситуациями, требующими быстрого и адекватного решения. В наше время значительно увеличился поток личного транспорта, что добавило сложности в работе. Когда-то прочитал такую фразу: «Водитель автобуса, сев за руль и повернув ключ зажигания, автоматически открыл двери не только административной, но и уголовной ответственности». Поэтому не все так просто. А если учесть, что в зависимости от разнарядки первый рейс может начаться в 4.25 утра, посудите сами о легкости труда водителя автобуса.

У Сергея Евдаша трое детей. Старшая дочь Альбина уже студентка. Сыновья Тимофей и Андрей – школьники. Дети гордятся папой. Младший с огромным интересом садится за руль. На праздники они помогали отцу украшать автобус.

В обычный рабочий день Сергей Евдаш приходит в автопарк за час-полтора до выхода в рейс. Сергей Иванович осматривает свой автобус. В народе его называют «гармошкой». В утренние часы пик, когда народ торопится на работу, такая «гармошка» перевозит до 180 пассажиров за один рейс. К такой нагрузке нужно основательно подготовиться. Сергей Иванович проверяет уровень масла в коробке передач, двигателе, в рулевой колонке, наличие охлаждающей жидкости в двигателе. Заводит двигатель, проверяет работу световых приборов и пневмосистемы, включающей компрессор, тормоза, открывающие и закрывающие двери пневмолинии – все работает как часы. Глушит двигатель и идет в диспетчерскую за путевым листом. Еще нужно пройти медицинское освидетельствование. Все в норме. Сергей Иванович вновь заводит автобус и подъезжает на контрольно-пропускной пункт. Здесь уже механик отдела технического контроля проводит осмотр автобуса и выдает заключение: транспортное средство технически исправно. Он подписывает путевой лист. Теперь – на заправку и на линию…

Накануне Дня автомобилиста Сергея Евдаша за многолетний и добросовестный труд наградили Почетной грамотой Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Поздравляем Сергея Ивановича и желаем успехов в труде всем работникам автобусного парка №5.

Добрые слова поздравлений коллегам высказал и Сергей Евдаш:

– В День автомобилиста и дорожника желаю коллегам здоровья, семейного благополучия, материального достатка, взаимного уважения, достижения поставленных целей.

Фото: Дмитрий Хомицевич, «СН»

Перевод