Предложения, как уберечь молодежь от опасности в интернете, от суицидов, прозвучали за круглым столом «СГ»
По данным статистики Верховного Суда, в 2022 году за совершение различных преступлений осуждены 927 несовершеннолетних, что на 6,1 процента больше, чем в 2021-м. Печальная статистика заставляет бить тревогу, задавать вопросы и разбираться, почему молодежь совершает трагические ошибки. Для того чтобы уберечь детей, подростков и молодежь от неприятностей, зачастую грозящих тюрьмой, нарушением психического здоровья или приводящих к самому печальному исходу, нужно искать новые подходы. За круглым столом предложения высказали заместитель начальника отдела организации работы инспекций по делам несовершеннолетних ГУОПП милиции общественной безопасности Министерства внутренних дел Василий Демидович, директор Чернавчицкой средней школы Брестского района Татьяна Синявская, педагог-психолог Межисетской средней школы Могилевского района Виктория Лугавцова, секретарь БРСМ при Гродненском государственном аграрном университете Илья Михеенко.
«СГ»: Современная молодежь не представляет свою жизнь без интернета. Уважаемые спикеры, как вы считаете, насколько опасен он для молодых умов? Осознают ли исходящую от него угрозу подростки?
Т. Синявская: Интернет — часть жизни как взрослых, так и детей. Это полноценный источник полезной информации для всех! Он для наших детей становится основной формой общения, поэтому взрослые должны обучить ребенка правилам поведения в виртуальном пространстве. В этом вопросе, конечно, важная роль отведена школе. Каждый месяц в рамках организационно-воспитательной работы в нашем учебном заведении проходят информационные часы по безопасности в интернете. Педагоги рассказывают детям о всех рисках, которые могут там повстречаться (экстремизм, мошенничество, фишинг), о правилах поиска информации и, конечно же, о правилах поведения в сети. Наша задача не ограничить, а научить!
И. Михеенко: Согласен, интернет сегодня — это прежде всего инструмент. Удаленно можно получить образование, найти работу, что-то купить. Но такие возможности таят в себе и массу опасностей. Ранимая детская психика, особенно в переходном возрасте, испытывает колоссальные нагрузки, в том числе в школе. А если вдруг случилась первая любовь, а контроль со стороны родителей и учителей не ослабевает? Если к психологическому давлению в реальной жизни добавить еще и виртуальное, то результатом станут серьезные проблемы со здоровьем.
В. Лугавцова: В сети подростки могут стать жертвой кибербуллинга, склонения к суициду, насилия или вовлечься в продажу наркотиков. Прежде всего, родителям нужно быть внимательным к своим детям, больше интересоваться, какими интернет-ресурсами пользуется чадо, в какие игры играет, ставить «родительский контроль». Важно также объяснять, что просмотр запрещенных материалов и сайтов влечет за собой последствия, что все действия в интернете можно отследить по IP-адресу. Лучше не размещать личную информацию о себе. И обязательно цифровая гигиена, пребывание за компьютером должно быть фиксированным.
В. Демидович: Не стоит недооценивать профилактику интернет-зависимостей. Научить пользоваться ресурсом правильно можно. Равно как и помочь сформировать критическое мышление у детей, обучить не вестись на фейки, анализировать информацию, не пытаться нарушать закон в киберпространстве.
«СГ»: Кстати, про хитрость. Все чаще можно встретить школьников с вейпом в руках. Учителя, обнаружив такое поведение, оказываются перед выбором: отобрать, оставить или звонить родителям? Объясните, как действовать.
В. Демидович: Парение вейпов приравнивается к употреблению табака, поэтому если подросток курит в учреждении образования, то есть неустановленном законом месте, то за это положена административная ответственность. Отбирать ничего не надо. Стоит вызвать инспектора по делам несовершеннолетних. Если подросток достиг 16-летнего возраста, то в отношении него будет начат административный процесс, если младше — за него будут отвечать родители. За парение вейпа грозит штраф 4 базовые величины.
«СГ»: Недавно в Житковичском районе задержали 27-летнюю вербовщицу интим-услуг. В незаконные сети попалась 22-летняя белоруска. Однако не только совершеннолетние хотят мнимого быстрого заработка. Наблюдается ли эта тенденция среди подрастающего поколения?
В. Демидович: К счастью, у нас в стране случаи занятия проституцией несовершеннолетними фиксируются крайне редко. Но вы правы, молодежь действительно манят баснословные суммы и сомнительные схемы. Например, злоумышленники предлагают стать дропами. Это люди, оформляющие на себя банковские карточки, а потом продающие «нанимателям» логины и пароли, которые используются в преступных целях. Естественно, чем больше карт оформили, тем выше зарплата. Так мошенники, которые представляются работодателями, получают теневые доходы. За это предусмотрена уголовная ответственность, как и за наркобизнес. Сроки по этим преступлениям очень серьезные.
«СГ»: Когда дети приходят в школу, им говорят, что школа — второй дом, а учителя — те же родители. Как должен отреагировать учитель, если увидел у школьника синяки и ссадины? Часто бывает, что отец и мать дома бесчинствуют. Вспомнить хотя бы несчастного малыша из слуцкой семьи…
Т. Синявская: Действительно, школа зачастую ребенку заменяет дом, а порой и родителей. Случаи насилия в отношении несовершеннолетних последние несколько лет на слуху, поэтому в учреждениях образования усилили профилактику. Классные руководители ежегодно посещают семьи учащихся, чтобы проверить, как они живут. Регулярные «энки» в журнале — повод задаться вопросами: «Почему школьника нет на уроках? Где он находится, в курсе ли родители?»
В. Демидович: Если есть подозрения, что травмы нанесены родителями, незамедлительно нужно информировать милицию. Стражи порядка разберутся по каждому случаю.
«СГ»: Как понять, что у ребенка есть суицидальные наклонности?
В. Лугавцова: Многие считают, что человек, который хочет уйти из жизни, не раскрывает своих планов. Это не так. Есть множество маркеров суицидоопасного поведения: снижается успеваемость, не приносит радость любимое занятие, раздариваются любимые вещи, происходит отдаление от друзей и близких. Появляются апатия, плохое самочувствие, потеря аппетита, пренебрежение собственным видом, неряшливость, хотя до этого все было наоборот, негативные высказывания: «Вы не понимаете меня», «Всем бы было без меня хорошо», «Все из-за меня». Родителям нужно не бояться просить помощи у специалистов. Многие опасаются, что поставят на учет, будут проблемы с трудоустройством, получением водительских прав. Можно обратиться анонимно. Есть частные психиатры, которые не фиксируют обращения, но могут помочь решить проблему.
В. Демидович: Задача по контролю за поведением стоит прежде всего перед родителями. Я всегда говорю: должно быть правило трех минут. Пришли домой после работы, спросили у ребенка: как дела, с кем познакомился сегодня? Что интересного на уроках рассказывали? Это занимает мало времени, но приносит много пользы и маме с папой, и детям.
И. Михеенко: В пограничных ситуациях помогает поддержка родных, друзей. Прислушивайтесь: как часто человек шутит про суицид, какое у него настроение? Спасением будет даже банальный разговор за чашкой кофе. Если друг все-таки закрывается в себе, не стоит насильно лезть в душу. Посоветуйте психолога или найдите его самостоятельно. Лучше сделать хоть что-то, чем остаться безучастным к чужой проблеме.
«СГ»: Родители — полноправные участники образовательного и воспитательного процесса. Как часто они приходят в школу или звонят, чтобы узнать оценки ребенка, поведение? Бывает, высказывают обвинения, мол, вы «завалили» школьника, не уследили и так далее… Какое участие родителей можно считать приемлемым, не наносящим вред ни подростку, ни учителю?
Т. Синявская: Участие родителей в жизни школы и своего ребенка в частности — это не просто его право, а обязанность! Родители должны контролировать выполнение домашних заданий, просматривать дневник и записи, сделанные учителем, реагировать на замечания, которые возникают со стороны школы во время образовательного процесса. К сожалению, часто законные представители воспринимают замечания как упрек со стороны школы, а не как сотрудничество в вопросе обучения и воспитания ребенка. Учителя заинтересованы в продуктивном взаимодействии семьи и школы, потому что это влияет на успеваемость ученика.
Источник: sb.by