В 2013 году в детском саду №7 г.Светлогорска была открыта первая в городе группа интегрированного обучения и воспитания для детей с нарушениями слуха. И вот уже на протяжении 10-ти лет здесь помогают не только воспитанникам учреждения, но и их родителям.
Глаза боятся – руки делают
– Мы откликнулись на предложение районного методического кабинета создать условия для детей с нарушением слуха в детском саду, – рассказывает заведующий учреждением Елена Щербина, потому что на тот момент эти дети могли получать коррекционную помощь только в Центре коррекционной помощи и реабилитации. И мы решили попробовать. Конечно, были проблемы: нужны были квалифицированные кадры и соответствующая предметно-пространственная развивающая среда, методическое обеспечение. Постепенно работа наладилась, но мы продолжаем повышать квалификацию, изучать эффективный педагогический опыт, постоянно занимаемся самообразованием. И очень радуемся, когда получаем хороший результат.

– Но ведь это «особенная» работа?
– Конечно, особенности есть. У наших воспитанников недостаток слуха надо компенсировать через другие анализаторы. Им нужны зрительные ориентиры (мы не используем язык жестов) и важна звуковая среда (например, звучащие и музыкальные игрушки). Чтобы эффективно включиться в образовательный процесс, дети с нарушением слуха обязательно должны видеть лицо педагога и других детей. Суть интеграции в том, чтобы ребенок с особенностями развития мог социализироваться и научиться взаимодействию в детском коллективе и в обществе в целом. Это поможет ему в дальнейшем в школьном обучении.
– Какие еще варианты социализации предлагают родителям?
– В нашей области и в соседней Могилевской имеются специализированные учреждения (в том числе и интернатного типа) в Речице, в Калинковичах и в Бобруйске (мы туда ездили по обмену опытом). Но, как правило, таким маленьким детям трудно и некомфортно в интернате, поэтому многие родители принимают решение оставить ребенка дома.
– В чем разница инклюзии и интеграции?
– В профессиональной литературе данные термины зачастую используются в качестве синонимов, но при этом существует принципиальное различие между этими понятиями. Интеграция – это коррекция особенностей развития ребенка, а инклюзия – включение в коллектив, в процесс, в деятельность и построение среды в соответствии с особыми образовательными потребностями конкретного ребенка.

– Как другие дети и родители интегрированных групп относятся к тому, что в их группе есть слабослышащий воспитанник?
– Интеграция нас заинтересовала еще и потому, что здесь присутствует воспитательный момент для других детей и родителей. Ребята быстро понимают, что малыш с нарушением слуха нуждается в особой заботе. Мы часто наблюдаем, как дети помогают друг другу, следят за тем, чтобы их товарищ вовремя понял, увидел, не отстал от всей группы. Не скроем, некоторые родители не сразу относятся с пониманием к интеграции. Но в индивидуальных беседах обсуждаем эти вопросы, и, как правило, все родители в итоге понимают, что интегрированное обучение – это шанс для ребенка быть в обществе, не сидеть дома, находиться в нормальной языковой среде и в дружественной атмосфере детского коллектива. В этом суть нашей работы.
– Каким образом к вам попадают дети с нарушением слуха?
– Работаем по запросу и во взаимодействии со Светлогорским районным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Бывает, что некоторое время в базе данных детей с такими диагнозами нет. Но как только появляется ребенок с нарушением слуха, мы ждем его у себя. И как правило, многие родители соглашаются.

– Скольким ребятам уже вы помогли?
– Всего их 12, трое сейчас занимаются у нас.
– Как ведут себя родители, когда узнают, что у ребенка проблемы со слухом?
– По-разному. Многие с трудом осознают случившееся, обижаются на судьбу, долго не принимают ситуацию. К сожалению, встречаются и такие, которые перекладывают всю ответственность на учреждение образования: я вам привел ребенка, дайте мне результат. Но эту проблему нужно решать только вместе. И те родители, которые это понимают и продолжают бороться за своего ребенка, приходят к хорошему результату.
Работа на результат
Екатерина Пырх – сурдопедагог по образованию, но, когда открывалась группа для слабослышащих детей, опыта работы у педагога не было.
– Я не думала, что мне придется работать с такой категорией детей, – делится Екатерина Сергеевна. – Получая в университете профессию дефектолога, выбрала еще и сурдопедагогику, которая мне показалась необычной и интересной специальностью. Закончила учебу, работала учителем-дефектологом, занимаясь логопедической помощью детям, а потом оказалось, что нужен и такой специалист. Когда открывалась интегрированная группа, методического обеспечения было недостаточно. Много искали сами, постоянно занимаясь самообразованием. Очень помогали родители, делясь с нами каждой крупинкой найденной информации. Постепенно пришел опыт: мы освоили специальные программы, накопили методические материалы, и работать стало немного легче.
В руках у заместителя заведующего по основной деятельности Натальи Славинской – папка: «Здесь не только информация о детях с нарушениями слуха, которые воспитывались у нас в детском саду. Здесь и материалы, которыми делились их родители».
– Как строится работа педагога-дефектолога?
– Работа эта долгая и непростая. У детей с нарушениями слуха она направлена, прежде всего, на формирование речи, понятийного мышления, словесной памяти. Предусмотрены подгрупповые и индивидуальные занятия, в ходе которых учитель-дефектолог использует наглядно-действенные средства и приемы, потому что именно они помогают сформировать представления и понятия об окружающем мире. Но индивидуальной работы, конечно, больше.

– Сколько времени тратится на ребенка?
– В соответствии с Типовой программой специального образования на работу с каждым ребенком с нарушением слуха отводится 2,5 часа в неделю. Но на самом деле времени уходит гораздо больше, потому что каждую секунду мы видим, слышим и наблюдаем их деятельность, с радостью отмечая каждое маленькое достижение. И это совместная работа не только воспитателя, учителя-дефектолога, родителей, это работа всего коллектива. Возможно, кому-то этот каждодневный кропотливый труд незаметен, но мы видим результаты.
По словам специалистов детского сада №7, ребята с нарушениями слуха активно включаются в образовательный процесс, участвуют в развлечениях, утренниках, театральных представлениях, походах и других мероприятиях. И это я увидела сама: среди детей, направляющихся на очередное мероприятие в музыкальный зал, выделяясь разве что только слуховым аппаратом, находился мальчик, который вел себя также, как и все остальные воспитанники, а затем активно участвовал в происходящем. И это ли не показатель того, что «система» работает?

Самое главное, уверены работники учреждения, для педагогов и родителей – это понять, что проблема решаема только совместными усилиями. И тогда она перестает быть проблемой и становится просто счастливым миром для всех детей, в котором обеспечены целостность их психического развития, возможность ориентировки ребенка в предметах, природе, общественной жизни, общечеловеческих ценностях, в явлениях собственной жизни и деятельности.
Фото: Людмила Ярец, «СН»