Малыши познают мир
Проект заказника республиканского значения «Выдрица» «Поможем природе своими руками» продолжается. В нем участвуют три светлогорских детских дошкольных учреждения: детский сад №6, детский сад № 5 и дошкольный центр развития ребенка № 1 г. Светлогорска. Проект рассчитан на экологическое воспитание дошкольников из детских садов, участвующих в республиканском образовательном проекте «Зеленые школы». Занятия в летний период перенесены на территорию заказника «Выдрица» и носят практический характер.
В этот раз к обучению дошкольников был привлечен необычный специалист. Поделиться своим научным опытом с детьми вызвалась участница международной научно-исследовательской волонтерской программы, которая впервые проходит в заказнике республиканского значения «Выдрица», — волонтер — студент магистратуры кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Ольга Алексеева.
Урок прошел на экобазе «Уречье» и совпал с датой, когда наши соседи-россияне празднуют один из главных государственных праздников — День России. Поэтому занятия начались со слов поздравления в адрес гостьи-волонтера.
Этот новый невидимый мир
Ольга Алексеева рассказала детям, от каких живых организмов, по мнению ученых, зародился наш мир. Она провела дошколят по удивительным уголкам микромира, познакомила с простейшими микроорганизмами и водорослями (амебами, эвгленами, вольвоксом и инфузориями), обитающими в наших реках и озерах, рассказала об их строении и кулинарных предпочтениях. Для юннатов эта невидимая вселенная стала целым открытием, судя по эмоциям детей и их ответам на тестовые вопросы. Каждый из исследователей старался внести свою посильную лепту в новую для них науку.
От теории к практике
Дети слушали преподавателя с нескончаемым интересом и, как ни странно, в полной тишине — им было интересно все. Особенно малышам понравилась практическая часть занятий. После короткой красочной и познавательной презентации исследователям предстояло своими руками попробовать расшифровать сокровенные секреты зарождения жизни на земле. Сначала, используя полученные знания, они должны были раскрасить правильными цветами картинки с изображением простейших организмов, а потом, глядя в окуляр настоящего микроскопа, попробовать угадать, кто там такой шевелится на предметном стекле.
Оторвать ребенка от созерцания «неизведанного живого нечто» было практически невозможно, некоторые самые любознательные настаивали на повторном исследовании. А какой взрыв эмоций следовал, когда ребенок узнавал в маленькой кувыркающейся точке знакомого прозрачного овальчика по имени инфузория! Малыши познавали мир…
Детской увлеченностью процессом научной деятельности заразились даже взрослые воспитатели. Они просили преподавателя-волонтера тоже глянуть в окуляр микроскопа. Да, наука только со стороны кажется скучной — в реальности она увлекательна и полезна.
Кстати, свои разноцветные исследовательские работы дети должны были забрать домой как доказательство начала своего пути в мир науки. Как домашнее задание они получили наказ рассказать о своих приключениях родителям.
Уезжали с неохотой
Оторвать детей от микроскопа и картинок на экране мультимедийной установки оказалось не так просто. Кто-то продолжал изучение микроорганизмов, кто-то сравнивал свой рисунок с образцом на экране. Будущие светила науки всем своим видом показывали, что научный процесс еще не закончен. Однако время, отпущенное на занятие, истекло, и пора возвращаться. Погрузка научного персонала в автобус замедлилась, было видно, что дети уезжали с неохотой. На стеклах запотевших окон автобуса появились кляксы амеб и инфузорий, старательно выведенные на импровизированном листе детскими пальчиками. «Спаси-и-и-бо вам большое за урок!» – раздались детские голоса из салона. Автомобиль тронулся, теперь урок точно закончился.
Фото: Вадим Кондрашонок