Как в Светлогорском районе реализуется международная научная волонтерская программа

Сердце «Выдрицы»

Победа заказника «Выдрица» в ХХI Республиканском туристическом конкурсе «Познай Беларусь» стала хорошим стартом в юбилейном 2024 году. И в Год качества, с воодушевлением от столь значительного события, работники заказника приступили к реализации международной научной волонтерской программы – «Сердце ВЫДРИЦЫ». В серии материалов мы расскажем об участниках этой программы.

«Если вы активны и готовы к новым открытиям, приглашаем в нашу дружную команду волонтёров!» Такие слова на сайте заказника не остались незамеченными. Поэтому туристический сезон в Светлогорском районе для кого-то был посвящен отдыху и сплавам на байдарках по Березине, а для кого-то – научной работе и исследованиям.

Как рассказал директор заказника Алексей Шутов, автор программы «Сердце ВЫДРИЦЫ», всего на запрос о наборе волонтеров для работы на экобазе «Уречье» откликнулось 26 человек. «В итоге не все смогли приехать, — отмечает Алексей Николаевич, — но этот сезон точно запомнится работникам заказника знакомством с талантливыми и активными людьми».

От Камчатки — до «Выдрицы»

Выпускница факультета географии и геоинформатики БГУ Ульяна Рондак побывала в заказнике еще в прошлом году. Как эколог и исследователь, она увлекается темой экологии города, а также особо охраняемых природных территорий (ООПТ – прим.авт.); темой экотуризма и сохранения биоразнообразия.

В этом году девушка начнет учебу в магистратуре БГУ по специальности «Прикладная геоэкология» и будет работать преподавателем-стажером.

Ульяна уточняет:

Тема особо охраняемых природных территорий меня всегда очень интересовала, волновала, но так как это не связано с моими научными исследованиями или моей работой, я решила находить пути, чтобы заниматься этим, скажем так, на досуге, в своё неформальное время. И в 2022 году я узнала об инициативе «Школа защитников природы» это онлайн-школа, где учат быть природоохранными волонтёрами. Её создал Кроноцкий заповедник на Камчатке в России, и они таким образом готовят для себя квалифицированных волонтёров, а также хороших волонтёров, которые могли бы работать по всему миру и понимать ценность особо охраняемых природных территорий.

Моя мечта была поехать поволонтёрить на Камчатку, и самым главным условием, чтобы попасть конкретно в Кроноцкий заповедник, было пройти обучение в этой школе, сдать небольшой экзамен и получить сертификат волонтёра. Я заполнила заявку, прошла конкурсный отбор, и меня пригласили на это обучение, которое является бесплатным.

Учёба длилась около месяца и была наполнена самыми разными занятиями: от основ – что такое ООПТ, их виды и чем они отличаются – до каких-то базовых принципов поведения на природе: как вести себя с дикими животными (особенно с медведями и морскими млекопитающими), как правильно за ними наблюдать, безопасно и для себя, и для природы. Учили, как вести себя на природе без вреда для неё, например, как пойти в экодружественный поход. Учащимся также рассказали, что такое экотуризм, каким должен быть настоящий экотурист и волонтёр.

На одном из последних занятий, –продолжает Ульяна,– один из лекторов нам сказал очень вдохновляющую вещь, с которой и началась вообще моя история волонтёрства — это то, что вы можете подружиться с любым ООПТ где угодно, вам стоит всего лишь с ними связаться и рассказать о том, что вы есть. Потому что многие ООПТ даже не знают, что такое волонтёр, что им может быть нужна помощь, а они даже не знают, что кто-то может им предложить оказать какие-то свои услуги и, скажем так, протянуть руку помощи. Эти слова меня и вдохновили.

Поняв, что на Камчатку она уже в сезоне не попадет, так как все места были уже давно разобраны, после окончания онлайн-обучения Ульяна решает получить первый опыт волонтерства в Беларуси:

Я взяла атлас и открыла карту со всеми ООПТ Беларуси. И просто начала гуглить, искать их странички, искать информацию о волонтерских сменах.

Как оказалось, в белорусских заповедниках, нацпарках и заказниках республиканского значения на тот момент не существовало волонтерских программ. Иногда волонтеры упоминались при каких-то программах совместно с университетами. Ульяна написала электронные письма во все возможные ООПТ и рассказала о себе, о том, чем может помочь организации. Она разослала более ста писем, и буквально на следующий день ей ответили из заказника «Выдрица».

Знакомство с «Уречьем»

Как признается эколог, ее воодушевил уже сам телефонный разговор с директором заказника Алексеем Шутовым:

Это был открытый, свободный разговор. На мое предложение научного волонтерства (хотя я была согласна на любые программы) Алексей Николаевич рассказал, как можно включиться в работу, чем занимаются в заказнике и на экобазе «Уречье». А предупреждение о том, что на самой территории, в лесу мобильная связь может теряться, то есть наш разговор мог прерваться, показало, что люди там действительно работают на дикой природе. Это как будто сразу включило меня в то, чем занимаются работники заказника. После любезного предложение приехать на практику мы подробно обсудили, что нужно взять с собой. И до самого визита в Светлогорский район мы оставались на связи с администрацией и работниками базы.

С первых же дней Ульяна активно включилась в работу; например, перед ней стояла задача подготовить карты со всеми экомаршрутами, сделать топографический план:

– В первый день, в какие-то свои свободные дни я занималась камеральной работой, готовила карты. А ещё для меня устроили водную экскурсию по Березине, мне показали старицы реки. И там я просто ахнула от количества белых кувшинок, от белых цапель. Это, наверное, самые первые мои ассоциации с заказником, которые до сих пор тянутся со мной красной нитью: белые кувшинки на Березине и белые цапли.

Большу́ю часть в волонтерстве занимала работа с видео и фото. Так, при сопровождении байдарочных сплавов удалось запечатлеть красоту белорусской природы:

– Я была просто в восторге от видов Березины. Мы везде останавливались, первые дни мне очень повезло, это ещё раз меня сильно воодушевило и вдохновило. Мы увидели краснокнижного орлана-белохвоста и его охоту на рыбу, он пролетал прямо над нашими головами. Удалось запечатлеть, как чёрный коршун отгоняет орлана от своего гнезда. Первое волонтёрство – и сразу такие яркие события!

Во время работы в заказнике удалось несколько раз сходить по маршруту к дубу-великану:

– У меня была возможность пообщаться с туристами и как-то их тоже воодушевить, вдохновить на то, чтобы подумать об экотуризме, рассказать, чтобы они не просто приехали на природу. Что отдых должен быть ответственным, с пониманием необходимости заботы о природе: лучше сделать фотографии, чем, например, сорвать цветок; не нужно выбрасывать мусор где попало, важно относиться к природе с уважением. Для меня это была возможность передать какие-то свои экологические знания с учёбы или волонтёрского повышения квалификации – людям, которые как раз-таки являются потребителями того конечного продукта, который представляют особо охраняемые природные территории.

Волонтёрство было очень насыщенным, за две недели удалось посетить все экомаршруты, каждый день был новым. Чувствовалось хорошее отношение работников заказника, заинтересованность в деятельности эколога.

Особое впечатление на Ульяну произвело знакомство с мемориальным комплексом «Ола»:

– Я была очень удивлена, потому что никогда не знала о существовании этой деревни. Конечно, белорусы знают о Хатыни. Но «Ола» меня впечатлила намного больше. Поражает то, насколько хорошо сделан комплекс. И трогает, как трепетно люди относятся к истории.

Экомаршруты – это ещё и возможность побывать в дикой природе. Удивил «Великан урочища Тесновля» – с зарослями, маленькими болотцами; маршрут, на котором удалось увидеть касатик сибирский, краснокнижное растение семейства ирисовых. «А «Дикий калейдоскоп» очень долгий маршрут, оправдывающий свое название, –дополняет Ульяна.– За относительно небольшой промежуток времени мы посетили разные лесные формации, от черноольшанников до грабовых лесов, каких-то смешанных лесов; собирали грибы, гуляли, ели ягоды, пытались опознать по следам, какие животные здесь были».

Пребывание в заказнике дополнялось периодическими походами за грибами в лес, небольшими сплавами. И впервые в заказнике Ульяна, преодолев страх, отправилась в сплав на байдарке. «После этого мне было ничего не страшно», – добавляет она. И уже после ее ждал целый дневной сплав по северу Беларуси.

«Выдрица» ждёт

Для Ульяны заказник все изменил:

– «Выдрица» поменяла мою жизнь, я могу, наверное, бесконечно о ней говорить. Она поменяла меня как человека: я смогла поехать на волонтерство, хотя раньше всегда об этом думала, но никогда не делала. Я действительно многому научилась в бытовом плане, это была некая мини-школа жизни. Была возможность пообщаться с новыми интересными людьми, невероятно открытыми, дружелюбными и классными. Я сразу поняла, что все это – часть моей жизни.

После смены эколог продолжила плотно общаться заказником, вести соцсети, находить среди своих знакомых ребят, которые могут помогать с медиаволонтерством. Кто-то делал рисунки, обновил логотип заказника, рисовал сувенирную продукцию.

Общение с работниками заказника не прекращалось, постоянно шло обсуждение новых идей, планов, удалось пообщаться с белорусскими тревел-блогерами – их заинтересовала деятельность заказника.

Волонтерство дало возможность реализовать какие-то свои идеи и проекты, наработать портфолио, воплотить самые смелые идеи. Одной из таких идей и была международная волонтерская программа. Ульяна предложила изучить зарубежный опыт, например, работу Кроноцкого заповедника как лидера среди стран СНГ в плане развития экотуризма и волонтерского движения. Коллектив «Выдрицы» с энтузиазмом воспринял идею проведения волонтерских смен в заказнике.

Пошло обсуждение программы, согласование направлений деятельности. Это была очень долгая сложная работа, определение, что нужно заказнику, чего не хватает, в какой сфере будут работать волонтеры: наука, медиа, бытовая или онлайн-помощь.

Программу проанонсировали в социальных сетях, объявив о наборе волонтеров; также дали информацию на сайте заказника. «Выдрица» стала первой среди ООПТ Беларуси, кто предложил сотрудничество волонтерам. Есть надежда, что инициативу поддержат в других природоохранных организациях.

Начался прием анкет от желающих поучаствовать; поначалу волонтеры в основном работали онлайн: делали сувенирную продукцию, развивали бренд заказника. Такая пробная версия программы показала в целом интерес к инициативе.

Много времени ушло на рекламу акции. Чтобы рассказать о возможности волонтерства, Ульяна обращалась на различные тематические онлайн-площадки, ресурсы эконаправленности, к администраторам телеграм-каналов. И только в начале 2024 года начался активный набор. Анкеты присылали самые разные люди из Беларуси и России. Нужно было определиться, чем волонтеры и заказник могут помочь друг другу; познакомиться с каждым сначала виртуально. В итоге в самой первой онлайн-встрече приняли участие около 30 человек.

Работа не прекращалась ни на минуту. Ежедневно нужно было проводить личные консультации, быть на связи с каждым. Людям, которым предстояло ехать издалека в самое сердце Светлогорского района, нужно было объяснить, как добраться, что с собой взять. 

Фото: Вадим Кондрашонок

И пока работники заказника оставались в контакте с будущими волонтерами, Ульяна составляла рабочие планы по науке и медиаволонтерству. С каждым из тех, кто хотел заниматься научной деятельностью, нужно было побеседовать отдельно, выслушать предложения, узнать об опыте работы и возможностях. Так, были составлены планы по экологической оценке деревьев, орнитологическим наблюдениям, микромиру и геологии, описанию зеленых маршрутов, наблюдениям за водными объектами и животным миром:

– Отдельно у нас есть направление атласа растений, – отмечает Ульяна. – Мы хотим создать большую книгу-брошюру, где описали бы все растения, которые есть в заказнике. Это большая работа, конечно, но надеюсь, что цель будет достигнута силами работников и волонтеров.

Волонтерам предстояло заполнение дневников; как это делать, им тоже объясняла Ульяна. Каждого ждал четкий план, а ещё рекомендации и пожелания, как себя вести, чем дополнительным пользоваться. А кроме того, ценная моральная поддержка.

Волонтерская программа заказника – это непрекращающаяся работа, и каждый, кто принял в ней участие, приложил свои силы к тому, чтобы «Сердце ВЫДРИЦЫ» билось.

Продолжение следует…

Перевод