Как по поручению Президента разбирают буреломы в лесах

В июле 2024 года на Беларусь обрушился ураган. Последствия стали одной бедой для всех. Все силы были брошены на ликвидацию последствий. Самый долгий путь предстоит работникам лесной отрасли. В выпуске YouTube-проекта БЕЛТА «По факту: решения Первого» смотрите, какие регионы Беларуси не пощадила стихия, сколько стоит восстановить один гектар леса и что будет с ветровальной древесиной.

Какие регионы Беларуси больше всего пострадали от урагана

Такого масштабного урагана в Беларуси еще не было. Разгул стихии стал испытанием для многих служб и ведомств. Действовать нужно было незамедлительно.

«Была повреждена площадь 46 тыс. га объемом более 6 млн куб.м. Из них более 21 тыс. га — это сплошные санитарные рубки в объеме 5,7 млн куб.м. Мы уже отмечаем, что это наиболее серьезный ураган во всей современной истории Беларуси», — рассказал первый заместитель министра лесного хозяйства Александр Драгун.

Больше всего пострадала Гомельская область. Далее ураган перебросился на Могилевскую. Стихия нанесла урон и Гродненскому региону. Там серьезно повреждены два лесхоза: Ивьевский и Новогрудский.

Что поручил Президент для преодоления последствий стихии

19 июля Александр Лукашенко собрал селекторное совещание. Одним из основных вопросов стало преодоление последствий стихии. Президент заявил о необходимости мобилизовать население и специалистов. А также по просьбе министра лесного хозяйства поручил выделить дополнительную технику для работы.

«Когда мы приехали, то увидели столетний лес, который был сломан как спички. Каждое дерево. Было больно на это все смотреть. В первые дни, в первую ночь расчищались подъездные пути, дороги к населенным пунктам. В Быховском районе проводились работы по очистке железнодорожных путей. Они были завалены, что затрудняло движение поездов», — вспоминает главный лесничий Могилевского ГПЛХО Николай Ляпко.

Как выполняется поручение главы государства

Работники лесного хозяйства, дорожные службы и энергетики трудились сообща. Сейчас на местах буреломов работа продолжает кипеть.

«Люди, которые заняты на заготовке и разработке, в основном работают по 12 часов — с 8.00 до 21.00. То есть два через два. Но есть техника, которая задействована круглосуточно. На ней по три оператора сменяют друг друга», — рассказал Николай Ляпко.

Куда пойдет ветровальная древесина

Древесина на поврежденных участках практически ничем не отличается от той, которую специалисты заготавливают на плановых рубках. Ее направят на те же цели, что и ранее. Основным потребителем являются предприятия концерна «Беллесбумпром». Им уже отгружено более 700 тыс. куб.м.

Сегодня уже собраны заявки на 40 тыс. куб.м. Эту древесину отгрузят на восстановление пострадавших объектов. Пиломатериал выделялся и без заявок. Тем, кто в буквальном смысле лишился крыши над головой.

Когда восстановят поврежденные участки леса

В августе глава государства посетил Мозырский район. Президент на одном из участков ознакомился с работами по очистке ветровально-буреломных лесосек. Как оказалось, в этом месте повалило уже спелый лес возрастом до 100 лет.

Глава государства обратил внимание, что на мировом рынке сейчас восстановился спрос на лесоматериалы и отечественная продукция будет востребована.

Президент поручил восстановить поврежденные участки до конца следующего года. У работников лесной отрасли впереди три насыщенных сезона: осень — весна — осень.

Сколько стоит восстановление одного гектара леса

Основная порода — сосна: понадобится около 26 млн саженцев. 10 млн — береза, 4 млн — ель, 3 млн — дуб. Еще полтора — ольха, клен. Это будет зависеть от местности. В 2014 году Александр Лукашенко посетил Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр. Тогда Президент подробно ознакомился с процессом переработки шишек для получения семян и выращивание саженцев с закрытой корневой системой.

Специалисты посчитали. Один гектар леса с закрытой корневой системой обойдется в Br3 тыс. С открытой — в Br1,4 тыс. Нехватки саженцев в Беларуси нет. Но кое в чем мы с вами можем помочь специалистам: не допустить лесных пожаров. Ведь большинство из них возникает по вине людей: из-за незатушенных костров, разжигания сухой травы в теплую и ветреную погоду. Мы не можем предотвратить разгул стихии, ураганов. Но можем сделать все, что от нас зависит, для сохранения природного богатства.

Перевод