На общественное обсуждение вынесен проект указа Президента Беларуси «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь», которым предусмотрено внесение изменений в Правила дорожного движения. Документ подготовлен в целях совершенствования организации дорожного движения, снижения количества дорожно-транспортных происшествий и повышения культуры участников дорожного движения.
В последнее время в сводках ГАИ регулярно фиксируются происшествия с участием средств персональной мобильности, которые становятся все более популярными у белорусов. Согласно статистическим сведениям, в прошлом году на пешеходных переходах и велосипедных переездах произошло 23 учетных ДТП с участием лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, против 14 в 2022-м, в которых травмы различной степени тяжести получили 23 человека. С участием велосипедистов за отмеченный период на пешеходных переходах и велосипедных переездах зарегистрировано 140 ДТП, в которых три человека погибли и 137 получили ранения.
Эта негативная тенденция послужила причиной корректировки ПДД. Согласно проекту указа, если ранее лица, передвигающиеся на средствах персональной мобильности, были пешеходами, то теперь их предполагается приравнять к водителям.
Внесено новое определение средства персональной мобильности. Это будет транспортное средство. Основная техническая характеристика — ограничение скорости в 25 км/ч.
Все транспортные средства, которые по своим техническим характеристикам будут передвигаться со скоростью более 25 км/ч, будут являться механическими транспортными средствами, которые подлежат регистрации и прохождению остальных процедур для участия в дорожном движении. Поскольку средство персональной мобильности в проекте указа предусматривается как транспортное средство, соответственно, лицо, на нем передвигающееся, будет являться водителем. Кроме того, предлагается запретить движение данного средства в пешеходных зонах.
Проектом указа закрепляются и обязанности велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, спешиваться при пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу, а также в отдельных случаях при движении по велопереезду и велосипедной дорожке.
Предлагается оставить разрешение не спешиваться только на велопереезде, который обустроен транспортным светофором, регулирующим движение велосипедистов. Еще одно исключение касается езды за городом, когда велосипедисту разрешено ехать по краю проезжей части и он пересекает перекресток. При этом он должен руководствоваться дорожными знаками, транспортными светофорами.
Принять участие в обсуждении законопроекта можно по 27 сентября этого года. Свои замечания и предложения можно высказать в специальной теме на Правовом форуме Беларуси.