Как сформировать у детей позитивное отношение к труду, полезной деятельности? Ответы на эти вопросы знает учитель технического труда средней школы № 11 Анатолий Мельников, который вот уже полвека занимается любимым делом. Трудиться он любит, умеет и всегда готов научить этому других, в том числе поделиться опытом с коллегами.
«Золотой» юбилей педагогического стажа
Анатолий Константинович родился в агрогородке Тереничи Гомельского района. С юных лет проявлял интерес к технике, труду и изобретательству, что в будущем стало определяющим фактором при выборе его дальнейшего пути. После окончания Мозырского государственного педагогического института имени Н.К.Крупской работал в родной Тереничской школе. Это был первый шаг на пути его становления как педагога. Анатолий Константинович не просто учил детей работе с инструментами и материалами, а прививал им усердие, ответственность, целеустремленность, развивал творческие способности.
С 1984 года Анатолий Мельников живет и работает в Светлогорске. В каком бы учреждении образования он ни трудился – к делу подходит серьезно. Это один из его принципов: если что-то делать, то делать хорошо. На первом плане у педагога – интересы школьников: ему важно стремление ребенка, его самостоятельная работа над собой. «Если современные учащиеся быстрого результата не видят, то «остывают», и нужно поддерживать их интерес к занятиям. Моя же задача – постоянно мотивировать детей через различные формы работы». А также учить их быть прилежными, ответственными, добросовестно достигать поставленных целей, что пригодится затем во взрослой жизни.
Педагог считает, что на уроках трудового обучения даются конкретно знания для жизни. За последние годы школьная программа претерпела серьезные изменения: рассматриваются современные инструменты и методы. Конечно, каждому учителю хочется больше часов по его предмету. Но ведь главная задача школы не обучить профессии полностью, а дать базу, заинтересовать, влюбить в определенное ремесло.
Учитель – это образ жизни
На вопрос «Что главное в работе учителя?» Анатолий Константинович отвечает:
– Главное – желание. Учитель, который идет с желанием на урок, участвует в олимпиадном и конкурсном движении, как правило, добивается очень многого. Поэтому мое педагогическое кредо: «Учитель – это не профессия, учитель – это образ жизни».
– Современным детям, в вашем случае мальчикам, нравятся уроки труда?
– Большинство моих учеников к труду относятся очень позитивно: им нравятся занятия, нравится, что они своими руками могут создать что-то осязаемое. Запал есть. Когда они приходят ко мне в пятом классе, то не могут дождаться, когда мы перейдем от теории к практике: «Когда мы уже что-нибудь разметим, когда отпилим?». Я стараюсь немного корректировать программу, чтобы сделать базовые технологические операции интереснее, сохранить интерес к предмету и в старших классах.
– Чему, по-вашему мнению, надо учить сегодня детей?
– Надо учить быть нетерпимыми ко лжи и насилию, быть справедливыми, упорными, правдивыми; учить жить полной жизнью, радоваться и огорчаться вместе с другими людьми, увлекаться и удивляться. Задача педагога – нести детям добрую энергию.
– Каким должен быть современный педагог?
– Современному педагогу нужно иметь терпение к своим ученикам. Перед учителем всегда стояла задача – учить и учиться, а не просто передавать знания. Сегодня эта миссия обретает еще более глубокий смысл, когда ученик должен не только знать, но и уметь применять полученные знания в практической деятельности, работать с информацией, анализировать ее.
– За все время вашей работы никогда не возникало желания сменить профессию?
– Нет. Если профессия – твой осознанный выбор, то с каждым годом ее значимость для собственной жизни возрастает. Она становится стимулом к постоянному движению.
– Какой совет вы бы дали молодым коллегам?
– Если вы, волнуясь, выдержали первый урок в своей жизни − значит, он состоялся. Вы должны гордиться профессией педагога и постоянно совершенствовать свое мастерство, чтобы в будущем видеть позитивные результаты своего труда. Что самое главное? Любовь к своей профессии, чтобы к ней лежала душа. Дело не терпит безразличия. Важно помнить: «Учи ребенка так, чтобы в будущем он мог превзойти своего учителя».
За 50 лет работы в школе Анатолий Константинович доказал, что любовь к труду и детям способствует тому, чтобы стать мастером своего дела. Можно сказать, что девизом всей его педагогической деятельности стали слова: «Какое счастье быть полезным людям – учить его величество народ!» И если бы сейчас пришлось вернуться к истоку, то Анатолий Константинович все повторил бы сначала, так как понял главное: его предназначение – Учитель.
Администрация, профсоюзный комитет, педагогический коллектив средней школы № 11 г. Светлогорска поздравляют Анатолия Константиновича Мельникова с 50-летием педагогической деятельности. Желают крепкого здоровья, энергии, новых успехов и достижений!