В стране отмечается рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий в отношении работников различных учреждений. О том, как обманывают простых граждан, рассказали в Светлогорском районном отделе Следственного комитета.
– Установлено, что злоумышленники изучают средства группового обмена сообщениями (чаты) в различных мессенджерах, используемые работниками таких учреждений для коммуникации, определяют учетные записи руководителей, создают копии их учетных записей и вступают в личную переписку с иными участниками таких чатов, – поясняет старший следователь Светлогорского РОСК Дмитрий Евстратенко.
В ходе переписки, выдавая себя за руководителя, злоумышленник сообщает вымышленные сведения о том, что работником интересовались сотрудники правоохранительных органов (называет данные этих «сотрудников») и настаивает на сохранении конфиденциальности факта общения. Указанный психологический прием в ряде случаев снижает уровень критической оценки гражданами последующих действий преступников, обеспечивая беспрекословное выполнение поступающих от них указаний.
Далее гражданину поступают звонки посредством мессенджеров или телефонной связи от якобы сотрудников правоохранительных органов, а также банковских учреждений, в некоторых случаях с демонстрацией посредством мессенджеров фотографий поддельных служебных удостоверений. В ходе беседы псевдо-сотрудники убеждают в необходимости совершения определенных действий, в том числе по перечислению денежных средств под различными мошенническими предлогами, например:
участие в специальной операции по поимке «преступников», которые якобы пытаются похитить деньги с использованием счетов гражданина или от его имени;
наличие информации о якобы совершении гражданином преступных финансовых операций, для снятия подозрений, в которых необходимо совершить требуемые действия;
планируемое проведение обыска по месту жительства гражданина с’ целью выявления и изъятия незадекларированных денежных средств.
Убедив работника учреждения (предприятия) в правомерности своих действий, звонящий предлагает передать посреднику наличные денежные средства или внести их на указанные им банковские счета, перечислить денежные средства с банковских счетов, в том числе оформив на свое имя для этих целей кредиты; предоставить реквизиты своих банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, коды из поступивших сообщений и т.д.
– При поступлении подобных сообщений в мессенджерах необходимо проверить принадлежность соответствующей учетной записи тому лицу, именем которого учетная запись названа и (или) фотоизображение которого присутствует в профиле, – рекомендует старший следователь.
Никому не сообщайте реквизиты банковских карт, аутентификационные данные для доступа к банковским счетам, содержание sms-сообщений, поступивших на личные абонентские номера.
Незамедлительно информировать о выявленных попытках руководителей учреждений для принятия мер по предупреждению подобных действий и правоохранительные органы для реагирования.