Беседуем с заведующим хирургическим отделением Светлогорской районной больницы

Сплав творчества, навыков и интуиции

Хороший хирург должен уметь вовремя определить, что требует вмешательства, а что стоит лечить консервативно. Об этом и многом другом поговорили с заведующим хирургическим отделением СЦРБ Игорем Клименком, который, к слову сказать, в этом году отметил юбилей – с 1994 года хирургия стала для него «полем» профессиональной деятельности.

— Игорь Адамович, почему выбрали хирургию?

— Эта работа мобильная, всегда разная. Она дает возможность спасать людей, дарить им годы жизни. Где еще в медицине так явно можно помочь больному руками, кроме как в хирургии?

— Расскажите про первую операцию. Какие эмоции испытывали?

— Первые операции были сделаны еще в интернатуре: аппендициты, грыжи… Это было давно, поэтому не помню, что чувствовал тогда. За эти годы столько их сделано! Тем не менее перед каждой операцией чувствуешь волнение и ответственность за пациента.

— Есть ли фобии и суеверия?

— Нет. Считаю, что если бояться чего-то, то нельзя работать.

— Пациенты всегда волнуются перед операцией. Как поддерживаете?

— Беседуем, успокаиваем и с большинством это «работает».

— В чем главная задача хирурга?

— Оказывать помощь людям (к слову, это задача всех врачей). Считаю, что главное – сделать свою работу максимально качественно. Хороший хирург должен уметь вовремя определить, что требует вмешательства, а что стоит лечить консервативно.

— Что важнее в работе хирурга – творчество, навыки, интуиция?

— Творчество – однозначно, навыки – без них никак, ведь хирург всю жизнь «растет» (за 2-3 года хорошего хирурга не сделаешь, это процесс всей жизни). Интуиция с годами вырабатывается. Каждый год приносит осознание, умения, опыт. Все это вместе нужно хирургу при работе. Но на первое место я бы поставил знания.

— Расскажите о случаях, потребовавших от вас особенных усилий.  

— Любую работу нужно делать качественно, в том числе и операцию, независимо от степени сложности. Легких операций не бывает, даже если на первый взгляд она кажется простой. Каждый случай особый и требует ответственного отношения.

— Вы работаете только на работе или этот процесс бесконечен?

— Даже дома не получается не думать о работе.

— Как переключаетесь?

— Могу сходить в бассейн, на велосипеде покататься, на рыбалку поехать. Активный отдых помогает, но, если на работе что-то серьезное, все равно об этом думаешь.

— К вам в этом году пришел молодой специалист. Есть ли у него необходимый потенциал?

— У любого человека есть потенциал, главное, чтобы он сам хотел развиваться. Наш молодой специалист работает в поликлинике и дежурит в отделении. Мы, конечно, ему помогаем, он оперирует сам и ассистирует при выполнении оперативных вмешательств.

— Медицина в Беларуси развивается. Что нового в вашем отделении?

— Мы тоже движемся в ногу с прогрессом, осваиваем передовые технологии. За последние несколько лет стали делать лапороскопические аппендэктомию и грыжесечение (для сравнения: пациенты после такой операции выписываются из отделения на 3-4 сутки, раньше лежали по 7-10 дней), язвы прободные лапороскопически ушиваем, проводим лапороскопическое рассечение спаек.

Появилось новое оборудование – приобрели лазер медицинский для выполнения различных операций, в том числе для удаления варикозных вен нижних конечностей. Он заменяет традиционный способ, когда делались разрезы и вены выдергивались, на месте вен оставались под кожей длинные раневые каналы и гематомы, был длительный период реабилитации.

— Расскажите чуть подробнее об аппарате и процедуре ЭВЛК.

— Эндовенозная лазерная коагуляция (ЭВЛК) – современная методика лечения варикоза, основанная на эффекте внутрисосудистой коагуляции вены под воздействием лазерной энергии. Вена пунктируется иглой, и под ультразвуковым контролем в просвет подкожных вен вводится лазерный световод, через который энергия лазера воздействует на внутреннюю поверхность сосуда, «запаивая» его таким образом. Отток крови после этого происходит через здоровые вены. Лечение варикоза ЭВЛК проводится под местной анестезией в амбулаторных условиях.  После процедуры на ноги пациента надеваются специальные компрессионные чулки. Кроме того, лазерная коагуляция избавляет от тяжести и отечности нижних конечностей, предотвращает возможные осложнения варизока (тромбофлебиты и трофические язвы), показала отличные отдаленные результаты и превосходный косметический эффект.

Несколько слов про аппарат: процедура проводится на оборудовании, уникальная система безопасности которого позволяет контролировать одноразовое использование световода и исключить риск биологического заражения пациента; методика является безопасной за счет использования оригинального немецкого лазерного аппарата с определенной длиной волны и радиальных двухкольцевых световодов.

В нашем отделении пациенту (если все показатели в норме) в день посещения можно сделать операцию и в этот же день он может уйти из отделения, а через пару дней вернуться к привычному режиму жизни, к труду. Болевой синдром минимальный, восстановление проходит намного быстрее, чем после традиционной операции. При любой операции бывают осложнения, но при лазерно-венозной коагуляции они минимальны.

Чтобы сделать такую операцию, человеку, страдающему варикозной болезнью, необходимо посетить хирурга в поликлинике, пройти стандартное медобследование и получить направление. Затем прийти в наше отделение и записаться на операцию.

— Насколько востребовано хирургическое отделение?

— Оно существует со времени постройки здания (1967 год) и всегда заполнено.

— С какими проблемами чаще всего обращаются?

— Есть пациенты плановые (назначенные заранее операции – грыжи, холециститы, варикозные вены, доброкачественные образования), а есть экстренные случаи (аппендицит, холецистит). Скучать не приходится, ведь хирургия и реанимация – самые непростые отделения в любой больнице.

— Вы много лет проработали в таком непростом месте. У вас, наверное, железная нервная система?

— Нет, совсем не железная, но всегда стараюсь все свои эмоции спрятать и спокойно идти делать свою работу. Ведь от спокойствия и профессионализма врача зависят жизнь и здоровье пациента.

А еще, по словам Игоря Адамовича, важен слаженный коллектив, работающий, как единый организм, где все помогают друг другу и понимают, видят смысл и цель своей работы. Очень важно, когда каждый делает ту работу, которую любит, профессионально.

Фото: Людмила Ярец, «СН»

Перевод