Семейные отношения, воспитание ребенка – дело личное, но бывают случаи, когда без вмешательства госорганов не обойтись, особенно если на кону стоят здоровье, безопасность, а иногда и жизнь ребенка. И здесь на защиту прав детей вступают органы по охране детства, одним из которых является комиссия по делам несовершеннолетних Светлогорского райисполкома.
Какие задачи стоят сегодня перед госорганом? Когда необходимо проявлять жесткость и решительность, а в каких случаях следует дать шанс горе-родителям или трудным подросткам? Что такое семейное неблагополучие? Об этом и многом другом наше интервью с заместителем председателя Светлогорского райисполкома Ларисой Вераксич.
– Лариса Афанасьевна, расскажите, какие задачи выполняет комиссия по делам несовершеннолетних сегодня?
– Обеспечение прав и законных интересов ребенка и их защита является правом и обязанностью не только их родителей, но и обязанностью государственных органов в пределах их компетенции. Хотелось бы напомнить, что КДН – это не про наказать. Сегодня комиссия в своей деятельности руководствуется приоритетом защиты прав и законных интересов детей.
Комиссия по делам несовершеннолетних занимается координацией работы субъектов профилактики по предупреждению подростковой преступности, а также осуществляет меры по защите, восстановлению и реализации прав, законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, совершению преступлений. Также в ходе работы комиссия выявляет подростков, которым нужна помощь государства, занимается воспитательной и профилактической работой, контролирует детей, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа.
– Как обстоят дела с подростковой преступностью в Светлогорском районе? Какие меры необходимо принять со стороны КДН, чтобы свести количество правонарушений к минимуму?
– Преступлений среди несовершеннолетних, в сравнении с прошлым годом в 2024-м, стало меньше – их 14. Примечательно, что в этом году не зарегистрировано преступлений, связанных с хулиганскими действиями, также не совершено подростковых правонарушений в состоянии алкогольного опьянения. Стоит полагать, что масштабная разъяснительная работа среди детей и родителей дает положительные результаты; в следующем году такая профилактическая форма воздействия будет продолжена.
Количество совершенных краж сократилось в 3 раза, но по-прежнему подростки присваивают себе мобильные телефоны, часто оставленные владельцами без присмотра (к слову, предприимчивый молодой человек в компании друзей взял забытый приятелем телефон и выставил его на продажу на «Куфаре», не признавшись в содеянном другу, потерпевшая сторона написала заявление в милицию – так обман и раскрылся); действуют преступники и напоказ (так, на День города двое парней «проявили себя», украв мягкие игрушки с торговых рядов – гусей-обнимусей хотели презентовать подругам). А вот по ст.222 Уголовного Кодекса Республики Беларусь (незаконный оборот средств платежа) в районе зарегистрировано сразу 6 уголовных дел – эти преступления несовершеннолетние совершили в 2022 и 2023 годах, но раскрыты сейчас.
На теме киберпреступлений хочется остановится детальнее: схема с покупкой реквизитов банковских карт через объявления в Интернете получила распространение. Порой предложения продать данные карт поступают и взрослым, но чаще всего объектами этой схемы становятся несовершеннолетние: делать ничего особенного не нужно – достаточно открыть банковскую карточку и передать ее полные реквизиты авторам объявления за вознаграждение. Иногда подростков в эту схему вовлекают сверстники, демонстрируя «легкие деньги» от продажи реквизитов карты. Однако последствия такого «бизнеса» могут быть весьма плачевными. Обещанный «гонорар», как правило, действительно выплачивают, вот только после передачи реквизитов через карту начинают идти «левые» транзакции, а это уже – история с уголовным подтекстом.
Отмечу, что на Светлогорщине зарегистрировано 19 преступлений, которые совершили 24 ребенка, не достигшие возраста уголовной ответственности: кражи, хулиганство, изготовление и распространение порнографии. Стоит ли говорить, что среди перечисленного последнее вызывает особый резонанс: чтобы подобных инцидентов не произошло, родители должны быть включены в жизнь своих чад – контролировать их общение, использование интернета и, конечно, выстраивать доверительные отношения.
Конечно, членам Комиссии по делам несовершеннолетних хочется, чтобы наша молодежь не фигурировала в криминальных сводках вообще. Важно, чтобы родители воспринимали комиссию, милиционеров, педагогов, врача-нарколога не как врагов, а соратников, осознавали опасность поведения своих детей, контролировали их, но в жизни часто происходит наоборот. Родителям жалко ребенка, они не хотят обидеть его недоверием. К сожалению, понимание ситуации приходит только в зале суда, когда матери и отцы видят, что их кровиночку могут увести в наручниках.
– Часто ли комиссия принимает решение направить подростка в исправительное учреждение?
– Крайне редко. Основание для такого решения – 4 правонарушения в течение года либо отказной материал по уголовному преступлению (отказ в возбуждении уголовного дела в связи с недостижением определенного возраста).
На протяжении установленного срока наблюдаем, как подросток ведет себя на заседании комиссии, дома, по месту учебы, занятости. Со всех сторон субъекты профилактики принимают меры, чтобы наставить ребенка на путь истинный. Важно понимать, что в отдельных случаях именно крайняя мера может повлиять на подростка и уберечь его от необдуманных поступков, которые погубят его жизнь.
– В работе с неблагополучными семьями в регионе сделано многое. Расскажите об этом.
– В этом году КДН признала нуждающимися в государственной защите 23 ребенка из 11 семей. Родители 13 детей лишены родительских прав. Основная причина, по которой дети изымаются из семей, в 90% случаев – пристрастие взрослых к алкоголю.
Шестерых детей удалось вернуть к родным мамам и папам и тем самым спасти эти семьи: взрослые перестали пить, устроились на постоянную работу. Такие «хеппи энды» возможны благодаря раннему вмешательству, последовательно проводимой работе с неблагополучными семьями.
Семьи, где дети признаны находящимися в социально опасном положении, на Светлогорщине четко контролируются в первую очередь педагогами, милицией, сельисполкомами и медицинскими работниками.
Хочется, чтобы в нашем регионе тенденция к снижению социального сиротства за счет усиленной борьбы с семейным неблагополучием наблюдалась и дальше.
– Под семейным неблагополучием сегодня стоит понимать не только алкоголизм и тунеядство родителей? Современные реалии заставляют шире взглянуть на это социальное явление?
– Здесь стоит сказать о внешнем семейном благополучии. То есть, когда родители работают, имеют определенный достаток, а вот взаимоотношения ребенка и взрослых дали трещину, нет доверия. Век информационных технологий разъединил детей и родителей: взрослые не всегда знают, чем живет и интересуется ребенок, в каких социальных сетях зарегистрирован и какую виртуальную жизнь ведет. Если взрослые предоставляют ребенку доступ к виртуальной сети, то и они должны это контролировать. К сожалению, такая ответственность многим родителям пока еще непонятна. То, что ребенок получит в жизни, как сформируется его личность, прежде всего исходит от семьи, ее культуры, а государственный институт – это уже дополнение.