Кто приходит молиться в Прощу в Светлогорском районе

Свято место пусто не бывает

На малозаметном возвышении в лесу между деревнями Хутор и Славань мы рассматриваем то, что когда-то было фундаментом православного храма в честь Живоначальной Троицы. Привлекают внимание кресты, установленные на месте бывшего алтаря, средней части и притвора. В прошлом веке здесь неподалеку бил источник, вода из которого падала на огромный камень с отпечатком стопы самого Господа, как верили местные жители. Из этого углубления они брали воду и исцелялись от болезней, а неплодным женщинам Господь даровал беременность. После революции 1917 года люди снесли храм, утопили камень в болоте, а после мелиоративных работ пропал и источник. Но до сей поры в лесу на месте разрушенного храма на День Святой Троицы собираются жители близлежащих деревень для молитвы.

Этот заросший холмик в лесу среди молодой поросли вполне сошел бы за естественный ландшафт, если бы не участок геометрически правильной формы – явно искусственного происхождения. Да, это то самое место, о котором несколько лет назад говорила жительница агрогородка Хутор – бывший преподаватель химии и биологии, а позже библиотекарь Хуторской библиотеки Валентина Филиппчик. Ее дед Павел, который жил в Славани, рассказывал, что в старые времена в храм приезжали паломники из Киева, Мозыря, Пинска. Здесь велись очень красивые службы: на Спас люди расстилали самотканые постилки, ставили для освящения кадки с медом и яблоками. Храм был большой. Отец Валентины Якимовны 1914 года рождения. По его рассказам, храм разобрали комсомольцы. Часть завезли в Осташковичи и из этих бревен построили амбар. А вторую половину завезли в Осов тоже для строительства амбара. Храм стоял недалеко от дороги, соединявшей Хутор и Славань. Когда его сломали, это место постепенно заросло лесом. Проводить там сельхозработы люди не хотели из нежелания осквернить святое место. Другая часть, среди которых были и комсомольцы, ломавшие храм, стали побаиваться совершенного ими греха, особенно когда многие из них пострадали.

30-е годы прошлого века, когда был разрушен храм, были очень суровыми. Прихожане боялись открыто изъявлять свое вероисповедание. Однако тайно стали делать кресты и ставить их на месте разрушенного храма. Члены распущенной христианской общины из Хутора и Славани приходили в лес и молились о прощении за то, что не смогли сберечь святыню. Так это место стало называться Проща.

Почти 100 лет люди ставят кресты на этом месте. Поначалу их делали из дуба. Кресты получались массивными и долговечными. В наше время их стали варить из металла и красить.

Свято место пусто не бывает. Как рассказал во время посещения Прощи благочинный Светлогорской благочинной округи протоиерей Александр Кисель, когда храм освящается, Господь приставляет к нему Ангела-хранителя. Даже в том случае, если по каким-то причинам здание церкви было разрушено, Ангел стоит на месте храма до тех пор, пока Господь не призовет всех к ответу. Так что и здесь, в лесу под Хутором на месте разрушенного храма в честь Живоначальной Троицы, до сих пор по правую сторону от того места, где был алтарь, стоит Ангел и несет свое послушание.

Еще живы те люди, которые помнят о необыкновенных событиях, произошедших на хуторской земле, связанных с Прощей. Например, 13 июня 1943 года на День Святой Троицы люди, как всегда, с утра пошли сюда для молитвы. В этот день произошла трагедия: фашисты окружили Хутор, сожгли и расстреляли более 100 человек (в основном, женщины и дети). Те люди, которые ушли в Прощу, остались живы…

Новые поколения хуторян продолжают просить прощения и помощи у Бога в своих житейских нуждах. Видимым знаком просьбы о помощи стали повязанные ленточки, рушники и платки на крестах. И многие получали помощь в виде исцелений от душевных и телесных болезней, разрешении своих чаяний.

О Проще знали и жители из соседних районов. В 70-е годы прошлого века в Хутор по распределению Гомельского пединститута приехал работать преподаватель белорусского языка Михаил Кузьменок. Он женился на преподавательнице физики из Василевич и рассказал своей теще, куда его распределили. Женщина очень обрадовалась и сказала, что там есть святое место Проща, просила его обязательно туда сходить.

Первые богослужения после десятков лет забвения в Проще возобновил бывший настоятель храма святой великомученицы Варвары агрогородка Боровики архимандрит Алексий (Желенок), который, к сожалению, покинул наш мир. Батюшка считал, что восстановить храм в Проще будет сложно, а вот сделать каплицу вполне по силам. Архимандрит Алексей думал и о восстановлении святого источника, и о поисках затонувшего камня с отпечатком стопы Господа, а также церковного колокола.

После расчистки местности началась вторая жизнь Прощи. Здесь были организованы несколько летних духовно-просветительских лагерей для детей из воскресных школ прихода храма Святых двенадцати апостолов агрогородка Чирковичи, прихода храма Святой великомученицы Варвары агрогородка Боровики, прихода храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Светлогорска, ГУО «Хуторской ясли-сад-средняя школа».

Прощу посещали председатель отдела религиозного образования и катехизации Гомельской епархии протоиерей Артемий Кривицкий, член Союза художников Республики Беларусь, скульптор Константин Селиханов, искусствовед, главный редактор журнала «Капитель» Ирина Бембель (Санкт-Петербург), старший преподаватель кафедры коммуникативного дизайна Белорусского государственного университета Ольга Гопиенко (Минск), заведующая отделом Президентской библиотеки Юлия Сермяжко, педагог гимназии-колледжа искусств имени Ахремчика Алла Страута (Минск), член Союза художников Беларуси Сергей Писаренко. Неоднократно в Проще бывали Почетный гражданин Светлогорска, член Союза писателей Беларуси Изяслав Котляров, член Союза писателей Беларуси, писатель года Гомельщины 2022 года Софья Шах.

Приезжали представители международной экологической организаций Международный Зеленый Крест – руководители проекта «Сельский туризм через школьный сад» Наталья Святкина и Ольга Шпиганович, которые рассматривали возможность проведения здесь летнего экологического лагеря.

Мастер-классы по рисованию для детей воскресных школ в Проще проводили преподаватели художественной школы из Солигорска Ольга Болбас, Мария Дикун и Елена Павлющик.

О Проще еще в 2010 году писал Владислав Кузьмин в газете «Звязда». Не могу не привести несколько отрывков, потому что интересны чувства и эмоции Владислава. «…Сначала минуты две я стоял как вкопанный. Ноги отказывались сделать шаг вперед. Тишина время от времени нарушалась шорохом вдали. Страх постепенно начал уступать место неприятным чувствам, словно ты только что нарушил чей-то покой. Хотелось повернуть назад и бежать, бежать, чтобы остановить эту тревогу. Встретить, наконец, кого-нибудь, кто бы успокоил и сказал, что бояться нечего. Но вокруг тишина и только время от времени слышатся шорохи вдали…

…До сих пор мне приходилось слышать, что в Светлогорском районе около деревни Хутор есть такая Проща. Каждый год там местные жители ставят и украшают кресты. Но беда: как это всегда бывает, никто, кроме меня, о ней никогда не слышал, и никто не знает, что она собой представляет. После такой содержательной информации еще больше захотелось увидеть все своими глазами.

В деревню Хутор добрался на пригородном автобусе. Сразу поспешил спросить у местных жителей, где тут Проща. Оказалось, что находится она далеко за селом, в лесу. Но предупредили, что путь к ней знают только жители Хутора, и если я собираюсь найти ее один, то у меня ничего не получится. Сопровождать меня желающих не нашлось. Был рабочий день, к тому же путь не близкий – четыре-пять километров (час пешком через лес в неизвестном направлении!). Но я не мог приехать зря. Не обращая внимания на совет, я решил идти на поиски Прощи самостоятельно…

…Всегда, когда приезжаешь в какую-нибудь деревню, сразу вызываешь интерес у местных жителей. Так случилось и на этот раз. В конце населенного пункта на меня обратила внимание женщина. Зовут ее Людмила. Она настороженно следила, как я хожу от одного дома к другому и что-то спрашиваю. Узнав, что я собираюсь в Прощу, дала мне свой велосипед и объяснила, куда надо поворачивать, чтобы приехать на место. В обмен на транспортное средство даже документов не попросила. На всякий случай, если заблужусь, спросил номер телефона.

Через несколько минут я уже мчался по лесу на велосипеде. Мысль одна: быстрее добраться, посмотреть и вернуть самоходное средство. Но, проехав некоторое расстояние, понял: заблудился! Мобильная связь в лесу не работала. Позвонить невозможно. Людей вокруг нет. Возвращаться обратно ни с чем – и далеко, и стыдно. Решил, что надо сворачивать на лесные тропинки и внимательно смотреть по сторонам. Хорошо, что не пешком пришлось исследовать территорию.

И в тот момент, когда подумал, что все напрасно, вижу перед собой крест, на котором завязана ткань. Вокруг – непроходимый лес, ни одной души и крест! Чувства не самые приятные. Еще больше стало не по себе, когда увидел за молодыми деревьями небольшую полянку, полностью уставленную крестами в человеческий рост. Их здесь около двадцати – из дерева и металла. Все, как один, украшенные тканями и напоминают старушек с платками на голове! Когда находишься на этом месте один и впервые, интуитивно начинаешь молиться…

– В день праздника приезжает много людей из окрестных деревень. Машину припарковать нельзя! – говорит местный житель Владимир…

– Если что-то случится у кого, идет сразу в Прощу, – рассказывает Людмила, которая с радостью предложила мне велосипед. – У соседки пропал сын в Афганистане. Места себе не находила. Решила пойти помолиться в Прощу. На следующий день пришло письмо, что сын жив-здоров. Другая не могла ребенка родить. А когда, наконец, удалось, то не доносила 2 месяца. Также ходила молиться в Прощу. Сейчас растет здоровый человечек. Много еще разных чудес происходит здесь. Согрешил кто-то – идет «абракацца», а потом в знак благодарности крест установит. Я и сама бываю там иногда. На душе легче становится…

…Источник отыскать мне не посчастливилось. Местные тоже о нем сейчас не знают. Искать камень и колокол в деревне никто не собирается. Я даже и пробовать не стал: все заросло деревьями вокруг – пройти невозможно.

Раньше приходилось бывать в подобных местах в других странах. Там не дают забыть местным жителям о своих святынях и традициях туристические фирмы, которые делают на таких объектах большие деньги. К счастью, у нас пока что прощи еще остаются действительно сакральным местом. Но возникает вопрос: останутся ли они такими же через пять, десять лет? Останутся ли те люди, на которых еще держатся эти традиции?

Мы, действительно, счастливые люди, что до сих пор сохраняем такие уникальные для цивилизованного мира уголки старинных традиций и ритуалов. Но почему-то до сегодняшнего дня мало кто из нас пользуется этим…»

Действительно, свято место пусто не бывает. Материальный храм под Хутором был разрушен в 30-е годы прошлого века. Однако его духовный прообраз сохранился на небесах горячими молитвами священства и христиан по милости Бога. Потому и привлекает это место людей на протяжении почти 95 лет, а они продолжают здесь молиться и получать отклик на свои молитвы.

Фото: Дмитрий Хомицевич

Перевод